Всем привет! 🖐
Давайте представим, что мы с вами отправились в Живерни, где жил знаменитый художник Клод Моне. Взяли машину напрокат и от Бернувиля начали своё путешествие до Живерни (всего 30 километров). Справа по ходу движения тянутся луга, а слева виден крутой холм. Это каменоломня, где добывали песчаник, а между холмами расположились виноградники и речка Рю. Вдоль дороги тянутся тополя, а в лугах собраны стога сена. Согласитесь, пейзаж очаровательный.
Глядя на такие вот пейзажи Клод Моне и влюбился в эту деревню, когда в сорок два года решил покинуть Париж и обосноваться за городом. И он с семейством “угнездился” в одном из самых просторных домов деревни – на старой ферме, известной под названием «Прессуар» («Яблочный пресс»).
Поначалу Моне арендовал этот дом, но впоследствии выкупил «Прессуар» (и соседний с ним участок заодно). Получив в собственность землю, он сразу же принялся выкорчевывать и искоренять яблони и овощи, а на их месте сажать, ирисы, японские пионы и тюльпаны.
В глубине сада Моне построил двухэтажную постройку, на втором этаже которой обустроил себе мастерскую, которая освещалась дневным светом через высокий застекленный потолок. А на первом этаже находился вольер, где жили попугаи, черепахи и павлины, там же находились фотолаборатория и гараж с коллекцией авто. Мечта любого художника — такое поместье, не правда ли? Но ведь Моне не сразу был таким богатым и знаменитым, путь его был долгим и тернистым.
Клод-Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. Вскоре семья переехала в Нормандию, в Гавр, где его отец содержал бакалейную лавку. В 14 лет юный Моне увлекся шаржами (рисовал карикатуры на знакомых и друзей), но после знакомства с Эженом Буденом его жизнь приобрела новый смысл.
“Он открыл мне глаза”
Клод Моне.
Буден был владельцем магазина товаров для художников в Гавре. Он много времени проводил на пляжах, где писал картины. Однажды Моне пришёл в его магазин в надежде выставить свои карикатуры на продажу и увидел живописные картины Эжена Будена, которые особо не покупали. Интересна живописная манера Будена: формы объектов заданы крупными мазками или даже яркими заливками цвета, поверх которых нанесён тонкий слой разжиженной краски — это сообщает масляным краскам прозрачность и текучесть на полотнах. Моне так впечатлили картины, что он решил писать этюды на пленэре.
В 1859 году Моне поступил в Академию Сюисса в Париже. Через год ему пришлось покинуть её, так как его отправили на военную службу в Алжир, затем по состоянию здоровья досрочно вернулся в Гавр, и только потом в Париж.
В 1862 году Клод Моне поступил в мастерскую известного академического живописца Шарля Глейра, где познакомился со своими будущими друзьями Огюстом Ренуаром, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем. Вместе они будут проводить почти всё свободное время, ходить на пленэр, спорить сидя на веранде кафе, посещать выставки и позировать друг для друга. Эта четвёрка художников станет родоначальниками импрессионизма.
Из всех отдельных течений в области живописи, которыми так богат XIX век, импрессионизм — один из самых могучих. Это был не временный переход от одного более или менее случайного направления к другому, нет. Импрессионизм внёс целый ряд открытий и новых приёмов в технику живописи и композицию и указал на возможность совершенно по новому взглянуть на природу, выразить совсем иные чувства.
Осенью 1865 года Моне вместе с Гюставом Курбе и Фредериком Базиля посетили деревню Шайи-ан-Бьер, расположенную рядом с лесом Фонтенбло, в двух километрах от Барбизона, где жили многие художники, писавшие пейзажи. Художники любили прекрасное живописное местечко, где расположился огромный могучий дуб. Моне написал новую картину и назвал её “Дуб Бодмера”. Дуб Бодмера получил своё название в честь швейцарского художника Карла Бодмера, который прославил именно это дерево, выставив картину с его изображением на Салоне 1850 года. С тех пор многие художники приезжали писать этюды в это место.
Моне написал своё полотно широкими мазками, используя яркую цветовую палитру, солнечный свет, который пробивается через листву образует мозаику ярких пятен. Легкое сиюминутное впечатление от увиденного летнего состояния природы художник смог передать на этом полотне с помощью своего мастерства.
Историки утверждают, что художник повредил картину, чтобы помешать разгневанному хозяину квартиры, забрать её в качестве компенсации за просроченную арендную плату. Для Моне эта картина была дорога и он хотел сохранить её для себя.
В этом же лесу Фонтенбло Моне писал этюды для новой композиции — “Завтрак на траве”. Вдохновившись картиной Эдуарда Мане с одноименным названием, он решил написать свой сюжет на данную тему. Историю этой работы я уже рассказывала (читайте здесь), напомню только её сюжет. На картине изображена лесная опушка где расположились, чтобы позавтракать, мужчины и женщины. Моделью для женских фигур была возлюбленная художника Камилла Донсье, большинство мужских персонажей написаны с Фредерика Базиля.
Работа над картиной продвигалась медленно, художник сомневался, переписывал сюжет и решил не выставлять её на салон в 1865 года, а показать свои летние пейзажи. И ему повезло: эти картины произвели фурор на Парижском салоне, критики были в восторге.
Но материальное положение мастера не улучшилось, картины покупали редко и на жизнь не хватало.
«Последнюю неделю, — сокрушался он в 1869 году, когда ему было двадцать девять, — у меня не было ни хлеба, ни вина, ни огня на кухне, ни света.» Из письма Моне.
Но Моне повезло со щедрыми друзьями, которые помогали ему в непростые времена: Фредерик Базиль, писатель Эмиль Золя, кондитер по профессии и романист Эжен Мюрер и даже доктор Поль Гаше (тот самый, который помогал Ван Гогу, читайте тут).
В 1870 году в жизни Моне всё изменилось, дела его пошли. Он познакомился с известным коллекционером с Полем Дюраном-Рюэлем в Лондоне. Именно этот человек стал продавать картины импрессионистов, а когда 13 марта 1886 года он отправился в Нью-Йорк и открыл там выставку импрессионистов, все художники (Моне, Базиль, Писсарро, Ренуар, Сислей, Мане и Дега) получили в Америке официальное признание..
Клод Моне забыв, о денежных тревогах, погрузился в мир своего творчества. Его интересовали законы света, и теперь каждая его картина решала эту непростую задачу. Чтобы ясно выразить своё намерение, он писал один и тот же мотив, повторяя его много раз в разное время дня в виде целой серии этюдов с натуры. Наверняка, вы помните самые известные серии: “Стоги”, “Тополя”, “Утёсы Этрета”, “Залив Жуан”, “Соборы”, и наконец серия “Темзы”.
Это как большие поэмы, в них реализм, дотошное наблюдение действительности граничит с идеализмом и с лирической мечтой.
Эти серии Моне писал на месте с натуры. Он, как утверждают историки, привозил с собой до двадцати холстов, и писал этюды с раннего утра до позднего вечера, каждый час меняя положение. На одном этюде стогов он отметил с девяти до десяти часов самые тонкие эффекты солнечного света. С десяти до одиннадцати он уже становился перед другим холстом и писал новый этюд. Вот таким образом, шаг за шагом, до конца дня он следил за изменениями воздуха, света и одновременно писал целую серию этюдов.
Он двадцать раз написал стог в поле, и все двадцать стогов различны. Когда зрители увидел на выставке эту серию картин, то они смогли проследить историю света, играющего на одном и том же предмете в разное время суток. Это какой-то калейдоскоп световых оттенков!
Вообще, Моне довольствовался самым простым сюжетом: стогом, несколькими тонкими стволами, тянущимися к небу, группой кустарников. Но он показывает себя могучим рисовальщиком, когда приступает к более сложным темам. Никто так, как он, не сумеет воздвигнуть скалу в бурных волнах, дать понятие о строении огромного утеса, занимающего весь холст. Всё это построено широко, верно и сильно, в восхитительной и яркой симфонии светящихся оттенков.
Продолжение следует..
PS Как всегда, рекомендую очень увлекательную книгу про Моне. Написал её, мой любимый Росс Кинг "Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии". В ней множество фотографий и репродукций.👇👇