Зачем учиться?
Мы как бы понимаем, что это вопрос Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль», но мы не всегда готовы обоснованно ответить на него своим детям. Теперь жить стало ещё круче, чем в ту эпоху – есть навигатор в смартфоне, есть Википедия, которая "знает" всё.
Давайте попробуем разобраться, так ли уж важно учиться в наши дни?
Лично я считаю, что нашу страну спасает хорошая образовательная база людей старшего поколения, позволяющая находить выход из кризисных ситуаций. И не только это. Наши дети тоже получают достаточно знаний усилиями педагогов и родителей, несмотря на губительные реформирования в образовании, как бы вытягивающие школы к международным стандартам, согласно ельцинской Конституции. А для нас-то это движение вниз.
Учим жить среди людей
Психологи говорят, что человек – существо социальное. Что это означает? А это означает, что если малыш не получает в первые месяцы своей жизни речевого общения, то из него вырастит ребенок - Маугли. И совсем не такой, как у сказочника Киплинга, а жестокий, рычащий и кусающийся дикий зверь, ведущий ночной образ жизни и способный есть только сырое мясо. К сожалению, были такие случаи в истории, когда потерявшиеся малыши воспитывались дикими зверями в природе, но потом так и не смогли жить среди людей.
А дальше, чтобы социализировать ребёнка, мы используем различные затеи. Например, учим малышей пользоваться такими игрушками, как
- детская посуда и плита (варим еду, моем посуду),
- детские весы («ходим» за покупками),
- набор Айболита (лечим кукол)
- машинки (возим грузы, строим дома) и т.д.
Воспитатели знают огромное количество коллективных и подвижных игр, которым обучают детей. А те, в свою очередь, часто используют их во время прогулок во дворе. Мы смотрим с ними мультфильмы, читаем сказки, рисуем, лепим, делаем аппликации. Всё это развивает мозг ребенка до уровня 5-7 летнего человечка.
А возможно ли такое с животными?
В своей «Энциклопедии чудес» Владимир Андреевич Мезенцев описывал попытки социализировать обезьян в человеческом обществе. И парадокс – их уровень развития доходил до уровня трехлетнего ребенка. Только разговаривали они на языке жестов в силу отсутствия речевого аппарата.
Так, автор повествует о том, что в Невадском университете (США) работали талантливые ученые — специалисты по вопросам психологии животных, супруги Б. и Р. Гарднеры. Они впервые попробовали обучить годовалую самочку шимпанзе Уошо языку глухонемых и та за два с половиной года выучила более 60 жестов. Животное правильно пользовалось знаками, научилось комбинировать их, «говорить» фразами. Когда ей минуло шесть лет, она произносила уже такие фразы, как «Дайте мне, пожалуйста, ключ открыть дверь».
Описан случай, когда обезьяна павиан на одной из ферм Южной Африки пасла большое стадо коз. Проживая среди них, обезьяна могла легко заметить отсутствие отдельных коз на пастбище. Тогда она возвращалась за отставшими домой и пригоняла их к стаду.
Другой случай – фермер Шмидт из Австралии попросил чиновника налогового управления взимать подоходный налог с... обезьяны Джонни, чтобы та имела право на пенсию, когда состарится и не сможет работать. Обезьяна выполняла в хозяйстве фермера целый ряд работ: заправски водила трактор, косила траву, водила лошадей на водопой, выполняла и много других дел по хозяйству. Животное занесли в список налогоплательщиков.
А дальше?
Получается, что если не продолжить развитие ребёнка, он так и остановится в своём развитии на уровне дрессированных животных? Всё верно.
Для более глубокого развития мозга, ребенок должен научиться читать, писать, считать.
А дальше? В школе ребенка учат пространственному моделированию процессов, учат доказывать свою точку зрения, используя научно обоснованные аргументы. Так детский мозг готовят к приобретению профессиональных навыков, к тому, чтобы человек мог реализовать заложенный в нём генетический потенциал. И нет тут лишних дисциплин, поскольку, чтобы сделать выбор в сторону того или иного предмета, сначала необходимо иметь представление о базисе всех наук. Всеобщее среднее образование – это огромное достижение нашей цивилизации, которое важно обязательно сохранить для потомков. Иначе потеряем уровень развития человечества и вернемся к пещерной борьбе за выживание.
Итог
Получается, что учимся мы и детей своих учим, чтобы не скатиться на уровень животных, не уподобиться племенам, которые ещё иногда обнаруживаются в диких зарослях Африки или Южной Америки, чтобы не потерять человеческий облик и завоевания нашей цивилизации. А для этого ребенку нужен развитый мозг, упражнениями для которого служат и умение ориентироваться (без навигатора), и заучивание стихов или исторических текстов, и химические уравнения, и синусы, и законы физики. То есть всё то, чему учат в школе.
Получается, что не теорема Пифагора или закон Архимеда понадобятся в жизни (хотя и они могут пригодиться). А развитый мозг, способный перерабатывать и использовать необходимую для жизни информацию.