Бангладеш – это государство в Южной Азии, граничащее с Индией. Население страны составляет 168 миллионов человек. Столица – Дакка.
На юго-востоке страны находится город Читтагонг. Это важнейший порт Бангладеш и второй по величине город с населением более четырех миллионов человек.
Читтагонг - крупный коммуникационный центр. Он связан железнодорожным и автомобильным транспортом c крупными мегаполисами страны, а также имеет несколько международных направлений, включая Калькутту, Маскат в Омане и Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах.
Современный Читтагонг был построен в соответствии с генеральным планом, который включал строительство различных зданий и двух крупных рынков площадью около 65 000 квадратных метров.
Читтагонг является ярким образцом азиатского мегаполиса. Несмотря на бурный рост экономики и большой вклад в ВВП страны, в городе остаются нерешенными множество вопросов, в том числе экологические.
Два фактора – слабый контроль со стороны правительства за соблюдением экологических норм и дешевая рабочая сила, привели к образованию в Читтагонге целой отрасли – здесь утилизируется почти половина мирового объема списанных судов.
Судоразделочная верфь Читтагонга, известная также как разборка кораблей – одно из крупнейших предприятий в Бангладеш. Здесь трудятся почти двести тысяч человек, а на предприятиях, косвенно связанных с процессом утилизации и дальнейшей переработки стали, заняты еще семьсот тысяч.
Таким образом, в данной отрасли занято почти миллион бангладешцев, и на ее долю приходится половина всей произведенной стали в стране.
В Читтагонг приходят корабли со всего мира, и это кладбище занимает почти двадцать километров побережья.
Этот участок вполне можно назвать самой грязной землей в мире – почва здесь настолько пропитана мазутом и нефтью, что представляет собой труднопроходимую кашу. А содержание свинца превышает нормы в триста раз. Но это не останавливает специфичный бизнес.
Здесь и речи нет о какой-то безопасности условий труда. Работники порой не имеют элементарных средств защиты, практически все работы выполняются вручную, большим количеством человек, при помощи примитивных инструментов. Средний заработок рабочих здесь составляет около трех долларов в день.
Одно время здесь пытались зарабатывать на туристах, которые приезжали посмотреть величественную картину судовой разборки, однако это было признанно очень опасным и теперь путешественникам здесь не рады.
Посторонние стали особенно нежелательными в последние годы после того, как в результате взрыва погибло несколько рабочих, что побудило критиков заявить, что владельцы ставят прибыль выше безопасности.
Крупные судоходные компании мира, такие как Maersk или Hapag-Lloyd еще несколько лет назад приняли решения не утилизировать свои суда в Бангладеш, чтобы не способствовать нарушению человеческих прав и экологических законов.
Однако это не останавливает мелких судовладельцев, для которых в приоритете возможность утилизировать свой корабль за меньшие деньги, чем где-нибудь в цивилизованных странах.