Найти тему
СКАЗАНИЕ

Калмыцкая принцесса Тютеря, ставшая русской княжной Еленой Ивановой

Наследница Чингисхана и китайских императоров стала русской аристократкой. Ее предки правили величайшими империями, однако ее судьба закинула на Русь.

Дочь царевича

Отец княжны претендовал на престол Калмыцкого ханства, его мать имела в государстве большую власть, так что вроде бы шансы были. Тютеря могла бы стать дочкой правящего хана и заполучить в мужья такого же царственного принца, ведь монгольские династии распространились по всему миру.

Кадр из фильма "Джамиля"
Кадр из фильма "Джамиля"

Только у отца было слишком много братьев и даже уважаемая ханша Дармабала не помогла вопросу.

Галдан Данджин, отец принцессы, был вторым сыном Дармабалы и первого калмыцкого хана Аюки. Сначала мать вовсе не собиралась делать его наследником и выбирала среди других детей мужа, даже не своих. Аюка правил как хотел и Русь ему была не указ.

А вот жена его не смогла помочь своим кандидатам. В конце концов Тютеря оказалась в Царицыне вместе с отцом, который искал там временного пребывания. Оттуда отец на родину не вернулся, и девушка осталась на попечении новокрещенных калмыков, своей родни.

Прадедом Тютери был калмыцкий тайша Мончак из торгоутов, но его происхождение было простонародным. А вот прабабушка родилась в семье Эрдени-Батура, хана Джунгарии.

Народные корни Тютери

Имя этой женщины не сохранилось, но то, что она была ревнива, осталось даже в истории. Когда Мончак решил жениться снова, гордячка забрала детей и вернулась к отцу хану, так что ее пришлось уговаривать вернуться.

Эрдени-Батур был первым ханом Джунгарии, хотя сам вырос в семье обычного тайши Хара-Хулы. В корнях у Хара-Хулы появляется гордый хан Эсен, который сам объявил себя ханом монголов. Прав у него на это не было, так как никаких связей с Чингисханом не нашлось.

Кадр из фильма "В ночь лунного затмения"
Кадр из фильма "В ночь лунного затмения"

Зато он решил жениться на чингизидке и сразу отмел все претензии. Это была царевна Махтум, дочь чингизида Шер-Али. К этому добавилось и то, что чингизидкой была бабушка Эсена, принцесса Самур. Отец Самур был внуком последнего китайского императора Юаней Тогон-Тэмура из потомков Чингисхана.

Дед Тогон-Тэмура Хайсан приходился внуком принцу династии Юань Чинкиму. Принц был настоящим аристократом, образованным, умным и любимым сыном родителей - Хубилай-хана и его любимой жены Чаби. Этот его авторитет и подвел. Отец от души собирался передать ему трон, но недоброжелатели не дождались и попытались отобрать престол у отца в пользу сына раньше.

Предок-монгол

Хубилай изменил отношение к Чинкиму на противоположное, то также трудно переживал тот случай, ослаб здоровьем и престола не дождался.

Кадр из фильма "В ночь лунного затмения"
Кадр из фильма "В ночь лунного затмения"

Собственно Хубилай-хан был прямым внуком самого Чингисхана и предком принцессы калмыков Тютери.

Когда она осталась одна, ее единственным выходом стало принять русское имя и веру. Покровительствовала ей ханша Дармабала, давшая ей хорошее приданное.

А после ее выдавала замуж тетушка Джан, жена отцова брата, крестившегося еще раньше Петра, бывшего принца калмыков Дондука. Джан заботилась обо всех калмыках, принявших русскую веру.

Тютерю назвали Еленой и дали в супруги бывшего калмыка Семена из Хошоутовых.