Найти тему
Горы. Камни. Люди

У Синарского истока: село Воскресенское

В 1722 году на Урал прибыл Георг Вильгельм де Геннин – военный инженер немецкого происхождения, соратник и близкий друг всемогущего Петра I. Де Геннин считался большим специалистом в области горного дела и металлургии, хорошо зарекомендовавшим себя на должности коменданта Олонецких заводов под Петрозаводском. Именно ему царь поручил строительство новых металлургических заводов на Урале. Первым из них был Екатерининский завод, впоследствии ставший городом Екатеринбургом. Всего же под руководством де Геннина в нашем горном крае было построено девять новых заводов. Получивший указ Петра I де Геннин понимал, какой огромный масштаб работ ему предстоит выполнить. Отправляясь на Урал, он постарался собрать вокруг себя команду из наиболее сведущих, талантливых и незаурядных инженеров и управленцев того времени – всего около сорока специалистов. Одним из них был Никифор Герасимович Клеопин.

Клеопин происходил из дворянского рода, известного ещё с конца XV века. Род, впрочем, был довольно заурядным – сомнительную славу новгородскими дворянам снискал лишь Иван Клеопин, в середине XVII века выдававший себя за царевича Алексея и впоследствии казнённый по указу царя Алексея Михайловича. Никифор Клеопин, получивший хорошее инженерное образование, познакомился с де Геннином в Петрозаводске и вскоре стал его личным порученцем. Так он и оказался на Урале.

Вид в сторону озера Синара от пруда близ Воскресенского
Вид в сторону озера Синара от пруда близ Воскресенского

Клеопин сделал очень много для развития горных заводов по всей России. В разное время ему пришлось руководить строительством Пермских, Горноблагодатских и Берёзовских заводов на Урале, Колыванских заводов на Алтае, Нерчинского завода в Забайкалье, Ирбинского и Луказского заводов в Красноярском уезде. К середине XVIII века он возглавил уральское Горное ведомство.

Никифор Герасимович Клеопин вышел в отставку в 1761 году в чине коллежского советника. К тому времени он уже осознал, что жизнь его неразрывно будет связана с Уралом, и решил закрепиться на новом месте. 20 сентября 1749 года Клеопин получил во владение обширные земельные наделы близ Синарского озера и по обе стороны реки Синара. Здесь он основал имение, которое назвал Ново-Воскресенским. В народе, впрочем, его окрестили проще – Клеопино.

Межевой план села Воскресенское, составленный в 1853 году. По материалам из открытых источников
Межевой план села Воскресенское, составленный в 1853 году. По материалам из открытых источников

В новое сельцо Клеопин переселил крепостных крестьян из своих новгородских имений – чуть больше ста душ. Ново-Воскресенское быстро разрасталось: вскоре в нём появились усадебный дом, деревянная церковь с колокольней, освященная во имя Воскресения Христова, несколько улиц крестьянских домов. На речке Синара была сооружена плотина, при которой построили мукомольную мельницу. Для защиты от набегов башкир, которым исконно принадлежали эти земли, село огородили невысокой стеной, а мужское население записали в казаки. В целом же жители занимались преимущественно земледелием, промышляли ловлей рыбы, сбором грибов и ягод, охотой, бортничеством и мелким ремеслом. Вскоре вокруг Воскресенского образовались новые деревни – Знаменская, Анжела, Григорьева. Их жители пополнили приход Воскресенской церкви. Сам Клеопин был очень набожным человеком и не пропускал ни одной службы в воскресные и праздничные дни. Того же он требовал и от своих крестьян.

Никифор Герасимович умер в 1771 году. После его смерти имение перешло по наследству к сыну Клеопина, но вскоре за ненадобностью было выставлено на продажу. В 1784 году Воскресенское, а вместе с ним и несколько других окрестных деревень, купил уральский заводчик Никита Никитич Демидов. Ему принадлежали соседние Каслинский и Кыштымский заводы, унаследованные от отца. Так жизнь местных крестьян резко изменилась – они превратились в заводских крепостных, основной обязанностью которых стало производство древесного угля, поставлявшегося на горные заводы. О Демидовых среди местных жителей осталась недобрая память: как говорили, за двадцать пять лет владения селом "Демидовы и кола не воткнули" – то есть, ничего не построили.

Когда-то здесь, у старой плотины, стояла водяная мельница
Когда-то здесь, у старой плотины, стояла водяная мельница

В 1809 году Воскресенское приобрел купец первой гильдии Лев Иванович Расторгуев. Жизненный уклад крепостных крестьян от этого не претерпел особых изменений, но село, по крайней мере, начало активно разрастаться – к 1820-м годам его население возросло до 425 человек. К потомкам новгородских крестьян присоединились крещёные башкиры и татары из соседних деревень. Деревянная церковь в 1814 году сгорела – спасти удалось лишь икону Знамения Божьей Матери. В 1822 году на месте старого храма стараниями Расторгуева была заложена новая, уже каменная церковь. Её строительство в итоге растянулось на 13 лет – освящение состоялось только в 1835 году.

Знаменская церковь, построенная в 1835 году по проекту М.П. Малахова
Знаменская церковь, построенная в 1835 году по проекту М.П. Малахова

Считается, что автором проекта Знаменской церкви был талантливый архитектор из Екатеринбурга Михаил Павлович Малахов, под руководством которого построены многие ценные памятники архитектуры в Екатеринбурге и Каменске-Уральском. Знаменская церковь выполнена в стиле русского классицизма. Первоначально планировалось сделать храм двухэтажным, но в последний момент по неизвестным причинам проект был изменён. Тем не менее, храм получился очень большим, высоким, из-за чего в зимнее время в церкви было ужасно холодно. В 1842 году к ней пристроили придельный храм. Церковь обнесли каменной оградой с чугунными решетками и воротами, изготовленными на Каслинском заводе. Окрасили храм, как записано, "под малахит". Ныне изначальный облик строения отчасти утрачен, поэтому нам остается лишь догадываться, что бы это могло значить. Сохранились предания о том, будто бы от Воскресенской церкви вели подземные ходы к барской усадьбе, мельнице на берегу Синары и дому священника.

Знаменская церковь в наши дни
Знаменская церковь в наши дни

За те полтора десятилетия, что возводился храм, произошло немало событий. Лев Расторгуев умер, а его наследницы поручили управление Каслинским и Кыштымским заводами Григорию Зотову, за жестокий нрав получившему в народе прозвище "кыштымский зверь". В 1823 и 1826 годах мастеровые и заводские рабочие поднимали крупные восстания, в которых участвовали и жители Воскресенского. Бунты были подавлены регулярными войсками, но всё же возымели действие – Зотов попал под следствие и высочайшим указом был сослан в Кёксгольм, где вскоре и умер.

В феврале 1861 года крестьянам села Воскресенского был объявлен царский Манифест об освобождении. В 1874 году в селе появилась деревянная земская школа. Ежегодно её посещали более 80 детей. Впоследствии в Воскресенском при содействии братьев Злоказовых, владевших винокуренным заводом в соседнем Воздвиженском, была построена ещё одна школа, уже каменная.

Школа, построенная в начале XX века при содействии братьев Злоказовых
Школа, построенная в начале XX века при содействии братьев Злоказовых

История Воскресенского конца XIX века дошла до нас в описании священника Алексея Ляпустина, который с 1873 по 1895 год вёл своеобразную "летопись" своего прихода. Из неё мы узнаём о страшных пожарах в деревнях Клеопино в 1873 году и Григорьевке в 1878 году, о ремонте Знаменской церкви в 1882-1883 годах, о неурожаях и голоде 1885-1890-х годов. Кроме того, Ляпустин в своём труде подробно описал историю и облик села и храма. Умер Алексей Ляпустин в 1904 году.

Священник Алексей Иоаннович Ляпустин с супругой Екатериной Яковлевной. Фотография из открытых источников
Священник Алексей Иоаннович Ляпустин с супругой Екатериной Яковлевной. Фотография из открытых источников

Первая мировая война и последовавшие за ней годы Гражданской войны оставили значительный след в истории Воскресенского. На фронтах погибли почти сто воскресенцев. Да и сама линия фронта в какой-то момент проходила по территории села – здесь во время Челябинской операции наступал 43-й полк Красной армии, которым командовал 19-летний Василий Иванович Чуйков. Будущий маршал Советского Союза и герой Сталинградской битвы разбил полк белогвардейцев под Аллаками и позднее был ранен в ногу в бое у села Муслюмово. В своих воспоминаниях Чуйков называл бои в Воскресенском, Аллаках и Муслюмово своим "первым Сталинградом". В 1969 году маршал вновь посетил Воскресенское и пообщался с его жителями.

Знаменская церковь в начале 1960-х годов. Фотография из открытых источников
Знаменская церковь в начале 1960-х годов. Фотография из открытых источников

В 20-е годы жители Воскресенского испытали на себе все "прелести" молодой власти Советов. По селу последовательно прошлись эпидемия сыпного тифа, продразверстка и небывалый голод. Нормальная жизнь начала возрождаться лишь после 1924 года. В 1929 году в селе был образован колхоз "Синара". Многие жители не спешили вступать в него, из-за чего в 30-х годах по Воскресенскому прокатились волны репрессий, сначала направленных против "кулаков", затем – против священнослужителей, наконец – против абстрактных "вредителей". Результатом стало бегство из Воскресенского более ста семей, закрытие Знаменской церкви и расстрел четырех десятков "врагов народа".

С началом Великой Отечественной войны на фронт ушли более 500 воскресенцев, 308 из них впоследствии погибли или пропали без вести. Одному из уроженцев села, гвардии майору Кашпурову Петру Афанасьевичу, было присвоено звание Героя Советского Союза за героическую оборону плацдарма на Днепре. До Победы Кашпуров не дожил – 15 февраля 1944 года был убит в боях под городом Кривой Рог.

Панорама пруда в селе Воскресенское
Панорама пруда в селе Воскресенское

Очередной крутой поворот в жизни села наметился осенью 1954 года, когда в Воскресенском поселились 12 геодезистов. Они выбирали место под строительство нового секретного объекта – института для разработки ядерных боеприпасов, впоследствии ставшего известным как Челябинск-70, или Снежинск. В итоге секретный атомград был построен всего в нескольких километрах к западу от села. Отныне жизнь Воскресенского стала неразрывно связана с жизнью "закрытого" города. Некоторые воскресенцы перебирались на работу в Снежинск, а жители Снежинска, напротив, охотно приобретали участки в Воскресенском для садоводства. Впоследствии снежинцы приняли активное участие в возрождении Знаменской церкви, восстановление которой было завершено лишь в 1998 году. Ими же в 1971 году была восстановлена полуразрушенная плотина на Синаре, что позволило вернуть в сельский пейзаж привычный для него мельничный пруд. Остатки мельницы близ плотины, кстати говоря, сохранились и по сей день.

В чём-то сходна история ещё одного села на севере Челябинской области со звучным названием Большой Куяш, о котором я уже писал в одном из своих очерков. А вообще, в окрестностях Воскресенского есть, на что посмотреть. К примеру, можно посетить старый винокуренный завод в Воздвиженке или просто прогуляться по берегу озера Синара. Немного южнее находится озеро Аллаки, на берегу которого сохранилось уникальное древнее капище Бей-Таш. Не так далеко и до села Булзи, с которого начинается так называемый край заброшенных церквей на границе Челябинской и Свердловской областей.