Первый крестьянский поэт. Смело заявившийся на квартиру к Блоку. К признанному мэтру без предупреждения. Показать свои стихи, почитать и получить одобрение классика.
Сделавший себя сам на крестьянских темах, лирически воспевал любовь к природе и родному краю.
В образе идиллического пастушка Леля, под псевдонимом Аристон опубликовал своё первое стихотворение «Берёза» в журнале.
В ту пору модно было быть поэтом. Позже это время назовут Серебряным веком русской поэзии. Тогда стихи писали все. Как отстроиться от конкурентов? Как стать первым среди равных? Формировать и формироваться в различные направления.
Розу белю с чёрной жабой он хотел на земле повенчать, примкнув к группе имажинистов. Оставшись в памяти единственным известным.
В «Стойле Пегаса» он воспел Москву кабацкую и безупречно искренне каялся Исповедью хулигана.
Спустя почти сто лет живой голос поэта в монологе Хлопуши ритмично резко и выразительно трагично убеждает, как чернь его любит за буйство и удаль.
Критически оценивая, пристрастно указывая на изъяны творчества, его современник и извечный соперник в своём Юбилейном зарифмовал:
Ну Есенин, мужиковствующих свора. Смех! Коровою в перчатках лаечных.
Раз послушаешь... но это ведь из хора! Балалаечник!
В 1924 году Маяковский не подозревал, что через два года в трогательном некрологе напишет:
Может окажись чернила в Англетере
Вены резать не было б причин.
Поэтические дуэлянты серебряного века они были обречены на соперничество. Став государственно признанными повторили страшную участь друг друга.
Будучи энергичным человеком Есенин понимал, что не вписывается в революционную реальность. Ему сложно было строить сложные социальные отношения.
Он носил цилиндр не для женщин, набрасывая на плечи крылатку, украшая себя перстнем и тростью хотел быть вторым Пушкиным. Не хватало лишь бакенбард.
За знамя вольности и светлого труда готов был идти хоть до Ла-Манша, всё принимал как есть и мечтал отдать всю душу Октябрю и Маю, но полюбил тоску с интонацией горечи.
Лихорадочно искал альтернативный вариант судьбы и может быть пушкинские строки «мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек» натолкнули его на мысль собственного мрачного варианта.
Поэма Чёрный человек не была напечатана при жизни поэта. Именно в ней он мужественно написал о своём кошмарном двойнике и о разговорах с совестью.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Невероятное количество литературных исследований расскажут всё о каждой строчке, вскроют все смыслы и образы, расцарапают душу, размотают нервы. Но никто не скажет твёрдо и однозначно, что случилось в 5-ом номере гостиницы Англетер 27 декабря 1925 года.
Желтоволосому мальчику с голубыми глазами из простой крестьянской семьи было 30 лет. Осталась записка с прощальными словами, в которой он просит друга не печалиться и не хмурить бровей.
На панихиде Лев Троцкий произнёс проникновенную речь:
Мы потеряли Есенина — такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, — может быть, со всеми нами.
Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки. Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста, — не хлопнув дверью, а тихо призакрыв её рукою, из которой сочилась кровь.
В этом жесте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом
Эта речь должна была убедить всех, что поэт ушёл сам. Спустя десятилетия я не верю в эту версию. На машине времени гостиница Англетер в Ленинграде ꟷ первое место, куда бы я отправилась. Дайте знать те, кто поехал бы со мной вслед за его «керосиновой лампой»
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
21 сентября 1895 года был День рождения поэта Сергея Александровича Есенина.