В этом году на «Яндекс-Дзене» появилась «секта странных людей», то есть таких себе озабоченных родителей родителей, которые заставляют своих малолетних детей смотреть только (!) мультфильмы производства СССР. Страны, которая (на минуточку!), исчезла с карты двадцать девять лет назад.
Мол, только там все разумное и доброе, а в проклятой иностранщине только мерзость, пошлость и дурной вкус. Подобные взгляды вызывают оторопь и отдают каким-то лютоватым мракобесием, которого в современной благословенной Рассиюшке, сакральной и скрепной до невозможности, и так хватает. При том, что всесторонне развитый человек во все времена обозначал именно широту взглядов, а не зацикленность на догматах.
Я не буду говорить, что иностранная (далеко не только американская) анимация (термин «мультфильм» и «мультик» – не переношу, так как он отдает чем-то крайне дремучим) вся прям ох и ах – это НЕ правда.
Шлака там хватает. Но и достойных вещей достаточно. И их намного больше, чем в советском/российском соответствующем сегменте индустрии. Просто по правилу больших чисел. Чем больше производство, тем больше стоящих вещей.
Особенно примечателен тот факт, что самыми ярыми поборницами «советских мультиков» оказались женщины 30+ и 35+. То есть те самые дамы, которые сами росли на «Алладине», «Русалочке», «Утиных историях» или, чуть позже, «Покемоне» и «Сейлор Мун».
Этот феномен заслуживает отдельного изучения.
Впрочем, давайте обо всём по порядку...
Почему современным детям НЕ стоит смотреть «советские мультики»?
Бесконечное отставание
Первое: безнадежно устарели. С визуальной части, с сюжетной, с постановочной. Мне 33 года и я отлично помню детство (а вот нынешний период «нового застоя» с 2012 по 2020, что странно, словно вычеркнут из памяти), которое пришлось на ранние 1990-е годы. Так вот, уже тогда детки почти полностью игнорировали «творчество» советских деятелей-мультипликаторов, предпочитая окаянную иностранщину на VHS и на TV.
Из отечественного у первоклассников 1994 года зачисления относительно котировался только «Ну, погоди!» однако чуть по мере взросления отпадал и он. Стиль и подача сюжета, динамика, юмор, все это совершенно не соответствовало запросам детей из девяностых. А при наличии достойной альтернативы, к ней, альтернативе, и уходили без зазрений совести.
Лучшее – враг хорошего. Это утверждение справедливо в любом возрасте.
Ребята, ну сравните какой-нибудь «Малыш и Карлсон» 1968 года из СССР и, например, далеко не самый лучший образчик поп-культуры с Запада – анимационный фильм студии Диснея «Коты-аристократы» - «The Aristocats» от 1970 года. Яркое шумное зрелище с хорошей рисовкой и музыкой против продукта куда более дешевого и унылого.
Я уж не говорю о том, что анимация в Советском Союзе воспринималась исключительно как развлечение детей ясельного и детсадовского возраста. В лучшем случае – младшеклассников. Да и то – с гигантской натяжкой.
Семейный мультфильм, со своим «сюжетом» и для взрослых зрителей, как те же «Коты-аристократы»? Не, не слышали.
А, между прочим, совсем скоро моду стали задавать японцы, подняв планку на недосягаемую высоту. Речь не только о Хаяо Миядзаки и студии Ghibli.
Например, подростковая анимация в стиле знаменитой полнометражки Макросс: Помнишь ли нашу любовь? - Macross: Do You Remember Love от 1983 года стала визитной карточкой того периода времени и безудержного процветания Японии эпохи "экономического мыльного пузыря".
На бум боевой аниме-фантастики из Страны восходящего солнца не смогла ответить даже Америка, что уж говорить о СССР!!!
На самом деле зарубежная анимация на видеокассетах, наряду со смачной европейской эротикой и американскими и гонконгскими боевиками была очень красивой идеологической бомбой под советские реалии.
И дело даже не в качестве анимации, где «совок» проиграл напрочь, но и в динамике, постановке сцен. На одной чаше весов – унылая тягомотина, на другой – яркая, сочная конфетка. Что вы предпочтёте? Правильно.
Советских бракоделов спасал только железный занавес, но с его крахом в конце восьмидесятых всё стало ясно.
Второе: откровенная трешовость. Проблема была не только в том, что в «великом и могучем» СССР на анимации сильно экономили – тут полбеды, и об этом я ещё скажу – куда хуже было то, что бездарность подносилась как новаторство.
Чем иначе объяснить засилье всевозможных «кукольных мультфильмов», которые и сегодня невозможно вспоминать без нервного тика?
Или совершенно дикая «Ух ты, говорящая рыба!» (1983 год), которая мне, тогдашнему ребенку 4-5 лет нанесла психическую травму – говорю это без всяких шуток. С авторами, честно, и по сей день хочется сделать что-нибудь нехорошее за своё испорченное детство.
Воспитывают неудачников и тупых исполнителей?
Третье: аргумент родителей, закармливающих детей советскими мультиками – «они добрые». И это, пожалуй, главное, чем они любят махать, как флагом. Советская анимация была напрочь оторвана от объективной реальности. Той самой, что господствовала за окном ещё во времена СССР далеко не радужные, про современность уже молчу.
Персонажи советских мультиков нередко вели себя как наивные простачки, «свалившиеся с луны» (иногда буквально) и это в лучшем случае, ибо в худшем они смотрелись просто как сборище слабоумных. В реальной жизни над такими посмеиваются. В худшем раскладе – пользуются наивностью.
Слом происходит тот момент, когда в ребенке закладываются основы личности! Такая вот диверсия.
Советская анимация говорила о дружном коллективе (что в реальности встречается крайне редко), о необходимости делиться со всеми (зачем!!!), всем все уступать (!!!) и тому подобная ересь. Надо ли говорить, что в обществе, где человек человеку - волк, подобные установки - путь к краху.
«Доброе и светлое», которым закармливают ребенка некоторые неразумные родители, это, конечно, хорошо, но как нечто сферическое в вакууме, а в реальной жизни такой наивный «цветочек», со школьной поры будет неоднократно предан и растоптан, в лучшем случае, на его горбу будут все постоянно ездить.
Чрезмерно добрый человек, видящий в людях только хорошее, будет неоднократно обманут и ограблен – а его ресурсы: время, деньги, силы – будут доставаться другим. Так было и советское время. Так есть и сейчас. Тем более, что C'est La Vie!!!
Учтите, что, потеряв ресурсы и растратив их на чужаков, ваш «добрый малыш» меньше сможет отдать вам же в старости. Так не лучше ли вырастить его если не акулой по жизни, то хотя бы здоровым циником? Легче будет и ему и вам.
Задача хорошего родителя – максимально подготовить ребенка к реальной жизни. А эта жизнь полна негодяев и подлецов. Увы! Никто не просит растить ребенка откровенным мерзавцем, но он точно должен знать, что представляет собой мир.
В этом смысле иностранные мультфильмы подходят куда как лучше, какими бы убогими они ни были. Хотя бы потому, что их культурный код, куда ближе к реальности, потому что они – коммерческий продукт, а не выкидыш госзаказа с сомнительной идеологией.
Конечно, «коммерческое» не равно «хорошее». На Западе и на Востоке полно коммерциализированного продукта крайне сомнительного качества. Однако, откровенную халтуру вроде каких-нибудь «миньонов», видно сразу и тут сомнений быть не может.
Поколения лицемеров?
Подумайте ещё вот над чем. Американские «мультики» может быть, грязные, пошлые и бездуховные, но на них взросли поколения тех, кто сделал США лидером глобальной политики, экономики и технологий. То же самое касается японской или европейской анимации.
А поколения, взращенные на «самых лучших», «добрых», «высокоморальных» советских «мультиках», отправили «великую» Россию искать своё место где-то среди стран третьего мира. Именно они устроили в стране «рэкетирские восьмидесятые» и «лихие девяностые».
Как говорится, счет смотрите на табло. Ни убавить, ни прибавить…
А потому что с самого детства представители этих поколений встречались с двумя реальностями. В первой были утопические мультфильмы и слащавые кинофильмы, бодрые комсомольские речёвки, от которых за милю разило фальшивым энтузиазмом, и бесконечные сюжеты про битвы за урожай.
В реальности же был дефицит, тотальное пьянство, серые улицы бетонных гетто, кишащие гопниками всех мастей, с которыми советская милиция не очень-то боролась. Мир, в котором добиться относительного успеха лишь «сломав» соперников.
Это тотальное лицемерие детишки впитали с самого начала. И воспроизводят его сейчас, уже будучи немолодыми людьми.
В этом плане мы, все постсоветские поколения, начиная с рожденных в середине-конце восьмидесятых, но чьё становление пришлось на девяностые и нулевые, совсем другими. С самого начала мы всё видели и поняли правильно.
Впрочем, вернёмся к нашим баранам...
Стоит ли запретить «советские мультики» от которых в лучшем случае, мало пользы и так много вреда? Однозначно, НЕТ. «Дорога запретов», по которой весело шагали и поздний «совок» и нынешняя путинская Россия это однозначно проигрышных путь, который ведет к катастрофе.
Престарелым руководителям на неё очень легко ступить, но крайне сложно остановиться и увидеть предел. Он, этот путь, всегда заканчивается сломом, изнутри или извне - ибо стремление к свободе было и остаётся нормальным человеческим желанием.
На самом деле, «советские мультяшки», как и страна их породившая, уже оказались на свалке истории. Причем очутились там даже не как что-то хорошее, но устаревшее, но как нечто изначально неудачное, что, согласитесь, совсем другое дело.
К забвению «советские мультики» приговорили дети ещё далёких девяностых, которые живо предпочитали «клятую иностранщину» какой-нибудь «Веселой карусели» или кукольно-пластилиновому безумию. Про более поздние поколения и говорить нечего. Интернет дает им возможность выбирать самим. И это хорошо!
Пы. Сы. Эту статью я ранее публиковал на другом своём канале в Дзен. Решил перенести сюда.
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся! Не забудь написать комментарий, если НЕ согласен с аФФтором!