Вчера в статье Какие моменты в развитии детей волнуют родителей больше всего? я начала рассказывать про этапы формирования детской речи. Сегодня продолжение.
Подписавшись на наш канал, вы узнаете много нового о своих детях.
Второй этап: первичное усвоение языка.
К году у детей уже есть определенный запас слов, который он понимает (пассивный словарь) и слов, которые он произносит (активный словарь).
Малыш уже понимает некоторые простые предложения. У него закрепляется артикуляция некоторых звуков. Но слог или слово еще не закреплены за конкретным предметом или понятием. Одно и то же сочетание звуков может иметь разные значения.
Слог «ка», к примеру, может обозначать и кашу, и качели, кошку, куклу.
Для нас на слух это будет одно и то же сочетание звуков. Но это будут совершенные разные слова. Их смысл понятен только в контексте происходящих событий. То есть на кухне «ка» будет кашей, в детской или комнате с игрушками «ка» - это кукла, на улице - кошкой.
В промежутке от года до полутора лет новые слоги и слова появляются медленно. Нет уже того всплеска «речевой» активности, который наблюдался ранее. Но это временное явление. Оно связано с тем, что малыш занят другим важным делом. Он осваивает слоговую структуру слова и работает над ритмом и темпом речи.
Кроме этого, малыш к готовым звуковым комбинациям примеряет новые слова.
Многие дети к возрасту 1.5 года имеют в активе 30 - 50 слов (в некоторых источниках до 100 слов). Под словами я подразумеваю и собственно слова, и лепетные словечки.
А к двум годам до 150-200 слов. Если вам кажется, что ваш малыш говорит меньше, не паникуйте. Сядьте и запишите все, что говорит ребенок. Записывать и считать надо все варианты слов, которые он употребляет. И целые слова, и фрагменты слов, и лепетные слова. Главное, чтобы речевой продукт был привязан к конкретному понятию или предмету. Кроме этого, в речи уже появляются первые глаголы (дай, или, хочу-чу). Они крайне необходимы малышу в его активной игровой деятельности.
Накопив запас слов, ребенок становится готовым к переходу в новый этап жизни. К тому, где он будет строить предложения и учиться использовать правила грамматики в речи.
Третий этап: этап усвоения грамматики.
Итак, ребенок накопил достаточно слов. Можно идти дальше. А дальше – это учиться строить и употреблять предложения. Мы с вами все проходим этот период. Слушая речь окружающих, мы интуитивно усваиваем правила согласования слов в предложении. А на практике отрабатываем навыки соединения словесных форм в единое целое. Иногда, эти формы и их значения становятся загадкой для всей семьи. А их разгадывание превращается в настоящий квест.
Моя дочь Ляля в этом возрасте выдала загадочное: “Полюбися как сова!”. Мы с родителями пару недель ломали голову над тем, что же это значит. В результате моя мама оказалась победителем. Эта фраза значила предложение, которое я часто употребляла в ситуациях, когда была недовольна детьми: “Полюбуйся на себя!”. Слова “плисюль”, которое обозначало киндер, аёбка (газировка) стали приятными воспоминаниями об этом важном этапе развития моих детей.
Хотя, я думаю, что у каждого родителя в запасе есть интересная история про слова. Расскажите вашу историю.
Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях к статье.
Вам понравилась статья? Поставьте лайк 👍 и поделитесь ею с друзьями.
Хотите принять участие в Бесплатном годовом марафоне «Малыш говорит» от логопеда с 20-летним стажем? Подпишитесь на наш аккаунт в Инстаграм🔥
Читайте статьи на нашем канале.