Найти тему
Прекрасное Далёко

Художник и модель. Профессия натурщик. Есть и такая.

Художник и модель. Профессия натурщик. Есть и такая.

Фото автора. Поясной портрет. Учебная работа дочки.
Фото автора. Поясной портрет. Учебная работа дочки.

Сейчас очень популярно слово – модель. Никто не задумывается о том, что это - синоним слову «натурщик». И это настоящая профессия, которая существует ровно столько, сколько существуют художники.

Искусство рисования немыслимо без натуры. Именно созерцая и пытаясь передать окружающий мир, искусство и возникло. Художник, даже рисуя абстрактное, всегда имеет в виду конкретное. Он отталкивается от реальности, перерабатывает ее и создает свой образ.

Фото автора. На карантине в роли натурщика побывала и я. Позирую для дочки. Образ для постановки не всегда мне нравился.
Фото автора. На карантине в роли натурщика побывала и я. Позирую для дочки. Образ для постановки не всегда мне нравился.

Особенно необходимы натурщики в процессе обучения живописи или рисования. Художник должен уметь передавать образ человека, которого рисует. Все его пропорции, характер и настроение, и делать это с учетом правил. Анатомии, перспективы и композиции.

Художник вначале учится рисовать как можно ближе к реальности, чтобы потом подходить к ней творчески. Даже Малевич, перед тем как нарисовать свой «Черный квадрат», учился рисовать с натуры. Это обязательно. И без натурщиков не обойтись.

Фото автора. Натурщица в портретной постановке.  Для учебной работы: портрет с руками на нейтральном фоне.
Фото автора. Натурщица в портретной постановке. Для учебной работы: портрет с руками на нейтральном фоне.

Профессия натурщик очень востребованная до сих пор. И это тяжелый труд, который неплохо оплачивается. Так они получают за один академический час - 200 рублей, за университетскую пару - 400 рублей, если просто сидят. Если позируют «обнаженку» то цена выше - 250 рублей за академический час. Академический час равен 45 минутам. У одной группы в день обычно 2-3 пары. А натурщики часто берут не одну группу студентов.

Фото автора. Натурщица в  постановке в образе "Дама с шляпкой".
Фото автора. Натурщица в постановке в образе "Дама с шляпкой".

Работать можно как на постоянной основе, быть штатным натурщиком, так и разово. Когда я училась в Самарском художественном училище, у нас часто подрабатывали студенты соседних вузов и бабули с окрестных дворов.

В профессии натурщика тоже есть свои профессиональные навыки и умения. Так иногда молодые и накаченные спортсмены еле выдерживают и 45 минут. Стоят, мучаются сами и не дают работать художникам.

Не обязательно быть молодым и красивым, чтобы работать натурщиком. Их подбирают совершенно по другим принципам. Часто работают натурщиками обыкновенные бабули. Некоторые уже по 20 лет в штате натурщиков Кубанского государственного университета. Там даже был случай, что бабушка не пришла позировать на пару, потому что потерялась и забыла, куда вообще шла. Родственники ругаются, а бабуля не хочет бросать любимое и прибыльное дело.

Фото автора. Натурщица в постановке.  Фигура на контражуре, в окне.
Фото автора. Натурщица в постановке. Фигура на контражуре, в окне.

Ведь натурщики всегда в центре внимания, кругом люди и общение. Как правило, все, кто позирует, общительные и любят поболтать со студентами. Встречаются, конечно, и нудные. Они кричат, когда зашли посторонние в аудиторию, а они стоят в купальнике.

Фото автора. Портрет в работе. Пишет дочка, а я изображаю селянку за работой.
Фото автора. Портрет в работе. Пишет дочка, а я изображаю селянку за работой.

Некоторым, особенно молодому поколению сейчас все равно: кто зашел, как они позируют, одетые или нет. Это профессиональное отношение к делу. Они воспринимают свое тело как эстетический объект.

У пожилых людей хорошо читаются формы лица и тела, их нужно рисовать в самом начале обучения, где требуется конструктивное построение формы.

Фото автора. Фрагмент с руками. Портрет написанный дочкой. В роли натурщицы выступала я. Издержки обучения на карантине.
Фото автора. Фрагмент с руками. Портрет написанный дочкой. В роли натурщицы выступала я. Издержки обучения на карантине.

Как только появляется какой-нибудь человек с интересной, необычной внешностью, он становится нарасхват между художниками. Его все сразу хотят рисовать. Кстати, в КубГУ практически нет среди натурщиков мужчин в возрасте. Дефицит. А они нужны для процесса обучения.

При рисовании фигур человека тело натурщика должно соответствовать задаче, что стоит перед художниками. Наглядно показывать анатомическое строение или, наоборот, плавные объемы формы тела.

Людей рисовать сложнее всего. Это вам не натюрморт, который не двигается. Люди не могут сидеть полностью неподвижно, они непроизвольно шевелятся или меняют позу. И здесь выступает на первый план профессионализм натурщика, его умение позировать, уходить в себя, выносливость и спокойствие.

Кажется, что позировать просто. Сиди себе и сиди. Или стой. А ведь полностью не шевелится, ничего себе не чесать, даже если очень хочется и смотреть в одну точку 45 минут без перерыва очень тяжело. Еще надо и не заснуть. Сидеть приходится несколько пар сразу, а то и весь день. Все затекает и болит, особенно если сложная поза.

Когда я училась, студенты часто позировали друг другу. Так что все художники представляют, как тяжел труд натурщика, и как сложно подобрать необходимый типаж.

Не только студентам нужны натурщики, часто и маститые художники ищут себе подходящих по образу людей, чтобы написать в картине.

Вот такая востребованная и древняя профессия - натурщик. И если вам захочется подзаработать, поищите у себя в городе учебное заведение, где учат на художников. Да и просто окунуться в творческую атмосферу, пообщаться с молодыми живописцами, посмотреть на художественную кухню очень интересно.

Останутся для потомков ваши портреты и фигуры, написанные будущими Репинами.