Китайская литература по праву является одной из древнейших литератур в мире. Исходя из письменных памятников, которые сохранились до наших дней, можно сделать вывод, что история китайской литературы насчитывает около 3000 лет.
Для китайского общества всегда было характерно особое отношение к письму. Различные слои общества относились к литературе с признанием и уважением. Независимо от того, был ли это аристократ, для которого было необходимым уметь сочинять стихи и прозы, или неграмотный простолюдин, который сталкивался с литературой только благодаря уличным театральным постановкам — сакральное отношение к литературе было настолько велико, что традиция запрещала уничтожать любую бумагу, исписанную иероглифами. Знание литературы считалось обязательным для образованного человека.
Среди памятников китайской художественной литературы выделяют четыре произведения, которые больше остальных повлияли на развитие китайской литературной традиции. Это такие романы как «Троецарствие» (Ло Гуань Чжун), «Речные заводи» (Ши Най Ань), «Путешествие на Запад» (У Чэн Энь) и «Сон в красном тереме» (Цао Сюэ Цинь).
Четыре романа принято называть – «Четыре Великих Творения».
«Троецарствие»
Предполагается, что свое творение Ло Гуань Чжун - 罗贯中 [Luó Guàn Zhōng] писал почти двадцать лет, начал в сорок, закончил в шестьдесят. Автор не дожил до того момента, когда его роман был представлен публике, и не увидел каким успехом и уважением он пользовался у жителей Восточной Азии.
В основе сюжета лежит междоусобная борьба 184–280 гг. за власть между тремя царствами — Шу, У и Вэй.
После публикации «Троецарствия», появились последователи Ло Гуань Чжуна, которые решили создавать исторические сочинения. Это, в свою очередь, поспособствовало популяризации этого направления в литературе Китая, что еще раз показывает насколько сильно влияние этого романа не только на общество, но и на культуру Китая в целом.
Некоторые сюжеты романа стали основой для театральных постановок, а затем и сценариями для сериалов, фильмов и видеоигр. Некоторые строки романа стали крылатыми выражениями, и основой для философских мыслей в литературе.
«Речные заводи»
Роман «Речные заводи» является одним из первых китайских романов, которые были написаны в жанре авантюрно-героической эпопеи, или приключенческого романа.
Авторство установить не удалось, однако существует множество версий того, кто же все-таки скрывается под именем Ши Най Аня - 施耐庵 [Shī Nài An]. По одной версии, это псевдоним известного нам как автора «Троецарствия» Ло Гуань Чжуна, согласно другой версии — Ши Най Ань был его предшественником и учителем. Существует еще одно мнение о том, что роман был написан поэтапно несколькими авторами.
Сюжет романа связан с историческими событиями, относящимися к концу династии Северная Сун (XI–XII вв.). Сунский период в истории Китая считается временем расцвета - в сфере экономики, культуры и администрации, но также и с постоянными набегами северных кочевых племен, и непрекращающейся борьбы сунской империи с их натиском.
Роман Ши Най Аня «Речные заводи» безусловно, является образцом китайской художественной классической литературы и по праву занимает одно из лидирующих мест в богатом культурном наследии китайского народа.
«Путешествие на Запад»
Это произведение является первым романом написанным в авантюрно-фантастическом жанре.
Автор этого произведения писатель У Чэн Энь - 吴承恩 [Wú Chéng En]. В своей работе автор описывает историю, основанную на реальных событиях. Это история странствий танского монаха Сюань Цзана (600–664) на запад в Индию, по Шелковому пути, в поисках священных книг, коими являются буддийские сутры.
«Сон в красном тереме»
Кто является автором «Сна в красном тереме» сказать однозначно нельзя, есть лишь несколько предположений. Некоторые литературоведы предполагают, что автор произведения это младший брат Цао Сюэ Циня - 曹雪芹 [Cáo Xuě Qín], но о нем мало, что известно. Есть теория, что автором является Чжи Янь Чжай. Но принято полагать, что истинным автором «Сна в красном тереме» был Цао Сюэ Цинь.
То время, в котором жил писатель, сложно назвать хорошим временем для творчества. Литература и все кто к ней причастен, подвергались гонениям со стороны власти. Произведение на свет литературных творений, в которых власть могла увидеть «низкие речи и блудливые фразы» было под запретом. Данная ситуация заставляла писателей изобретать приемы, которые бы смогли убедить цензоров в том, что указанных выше «крамольных речей» в их произведении нет.
В романе описывается судьба двух богатых аристократических домов Жун Го и Нин Го, относящихся к родословной Цзя. В одном из домов живет молодой герой Цзя Бао Юй, наследник и баловень семьи, на котором в основном строится сюжетная линия.
Так как роман был не дописан Цао Сюэ Цинем, это сделал Гао Э основываясь на сохранившиеся черновики своего предшественника.
«Четыре романа» – являются важным этапом в истории китайской литературы, они и по сей день продолжают оказывать влияние на современный литературный процесс в Китае. И не смотря на то, что к настоящему времени создано огромное количество научно-исследовательских работ по данным произведениям, романы все равно считаются не изученными до конца.