Найти тему
InFocus

«ОСКАР» УХОДИТ В…

Кого и почему так будоражат новые стандарты киноакадемии, и почему сейчас не стоит переживать о том, что мы увидим на экранах в 2024 году?

На этой неделе киноакадемия опубликовала новые критерии, по которым будут оцениваться оскаровские фильмы начиная с 2024 года. Теперь чтобы получить награду в номинации «Лучший фильм», нужно, чтобы картина затрагивала актуальные проблемы: расовую принадлежность, права меньшинств, людей с ограниченными возможностями здоровья и пр. Список не то, чтобы длинный, и при желании отлично гуглится. Вопросы вызывает не он, а то, почему по этому поводу так неистово вознегодовали в России,-  мы ведь и так уже давно «поставили крест» на импортной кинопродукции. 

Конечно, традиция зубоскалить на тему того, что Оскар погряз в толерантности и политангажированности не угасает уже на протяжении последних лет десяти: она, как хроническая болезнь, обостряется примерно дважды в год: когда публикуют списки номинантов и, собственно, после ночи вручения премии. Вот и в этот раз остряки не могли не пройтись по теме новых правил, при этом сопроводив всеапокалиптическими комментариями по поводу того, куда движется кинопроизводство в Америке, а, стало быть, и весь массовый кинематограф в мире.

На самом же деле, высказывания о том, что Анну Каренину теперь будет играть одноногий афроамериканский трансгендер, выглядят не более, чем хайпожорством, если по-настоящему вчитаться в критерии, которые предъявила киноакадемия к продукции нового времени с учетом «новой этики».

Для начала нужно понимать, что есть целых четыре стандарта, у каждого из которых в свою очередь есть ряд критериев, которые совершенно не обязательно соблюдатьот и до даже для претендентов на «Лучший фильм».

Например, чтобы соответствовать первым двум стандартам,которые касаются актеров, сюжета и съёмочной группы, достаточно выполнить хотя бы один из критериев. В третьем и четвёртом стандарте нужно будет выполнить все критерии, но эти требования мало того, что никак не отражаются на качестве выпускаемой кинопродукции, так еще и напрямую не касаются зрителя, поскольку относятся к техническим аспектам производства и дистрибуции. Неужели кто-то действительно боится, что картина может потерять в качестве из-за женщины, находящейся на оплачиваемой стажировке на киностудии, которая выпускает этот фильм?

Таким образом, Академия кинематографических искусств и наук пытается высосать хоть какую-то пользу из коммерческой деятельности, и если часть денег от проката пойдет на инклюзивность, то это, пожалуй, только плюс. 

А теперь самое интересное. Откроем подборку сотни оскароносных кинокартин и бегло прогоним хотя бы некоторые из них хотя бы по парочке критериев. По меньшей мере, каждый второй всемирно признанный фильм уже отвечает этим критериям, причем независимо от года выпуска. Только почему-то мы пересматриваем «ФоррестаГампа» или «Унесенных ветром», и эта мысль нам в голову не приходит. 

Получается, что те критерии, которые и так раньшевыполнялись, теперь просто закреплены на бумаге? Так откуда же столько негатива? 

Страх того, что теперь награду будут получать не настоящие киношедевры, а те картины, которые выполнилистандарт, выглядит ещё более надуманным со стороны российских кинокритиков, поскольку наше кино уже давно не соответствует ни формальным ни содержательным критериям. Можно сколько угодно спорить с этим, но пока главное событие в мире российского кино -это дело Ефремова, такие разговоры по меньшей мере неубедительны. 

Что же касается зрительской реакции на эту новость, тот тут тоже все неудивительно, хоть и в разы печальнее. Более всего это похоже на внутреннюю эмиграцию, уход от реальности в борьбу с «тем, не знаю чем». Вместо того,чтобы перестать делать вид, что этих людей у нас в обществе нет, помочь создавать условия для комфортного передвижения по улицам людей с ОВЗ, и хотя бы на уровне личного мнения прекратить пропагандировать ненависть к людям с «не такой» ориентацией или внешним видом, гораздо эффектнее размахивать шашкой в воздухе и кричать о том, что закат кинематографа уже не за горами. 

Наконец, в условиях небывалой динамики развития всех общественных процессов, сегодня нам с вами переживать о том, что будет в 2024 году – все равно, что гадать на кофейной гуще. Киноакадемия сама, думается, не знает, как на практике будут работать новые оскаровские стандарты. Как бы то ни было, растрачивать драгоценную энергию на сотрясение воздуха сейчас нерационально и неинтересно. Иными словами, будет кино – будет пища для размышлений.

Кстати, новые стандарты не относятся к номинации«Лучший фильм на иностранном языке», но российскому кино не поможет даже это.