Выбор «сталь или золото» в качестве материала корпуса наручных часов уже давно перестал быть актуальным. Сегодня ценителю престижных хронометров приходится ориентироваться в таких названиях, как нитрид титана или карбид вольфрама, а также разбираться в тонкостях фирменных сплавов, композитов или высокопрочной керамике. Для чего все это нужно?
Сразу надо оговориться, что речь пойдет только об экспериментах с новыми материалами корпуса часов и отдельных элементов механизма.
Цели для разработки новых материалов в часовой отрасли (как, впрочем, и в любой другой) можно разделить на три категории: практические, эстетические и качественные.
Первая в соответствии со своим названием предполагает решение конкретных технических задач: например, повышение твердости, устойчивости к царапинам, антимагнитности и прочих улучшений характеристик, а также оптимизации процесса производства.
Во втором случае целью создания нового материала корпуса или покрытия является его эффектный цвет, блеск или необычная текстура. И, наконец, третья категория апеллирует к новым ощущениям комфорта владельца от использования часов. Например, низкая теплопроводность керамики не дает корпусу перегреваться при долгой носке, а легкость титана позволяет снизить вес модели даже при большом диаметре корпуса и наличии сложного механизма.
В ХХ веке во всех этих трех направлениях технический прогресс проникал в наручные часы неторопливо и основательно. Созданной в 1913 году британским металлургом Генри Бриарли нержавеющей стали понадобилось почти сто лет, чтобы вытеснить из повседневных часов дешевую и легкую в производстве, но менее надежную латунь. После Второй мировой войны в часовую отрасль проникли алюминий и пластик, и лишь под занавес прошлого столетия – титан, керамика и каучук.Зато с наступлением третьего тысячелетия эксперименты в области высокой химии в часовом искусстве неожиданно вышли на новый уровень. Главной причиной тому стало появление совершенно нового класса наручных моделей, завоевавших огромную популярность, – так называемого Sport de Luxe. «Джипы представительского класса» в мире часов, сочетающие спортивные характеристики с очевидной роскошью, нуждались во всех трех критериях от разработки новых материалов: повышенных стандартах прочности и надежности, необычной яркой эстетике и комфорте ношения. Ну и, конечно, элемент тщеславия здесь тоже присутствовал.
Многие хорошо помнят «сплавоманию» начала нулевых, когда многие швейцарские бренды не просто стремились изобрести собственный необычный сплав корпуса, но и непременно наречь его собственным именем: так появились Zenithium, Hublonium, Rolesium, а также другие известные фирменные составы вроде Zalium от Harry Winston или Texalium от Franc Vila. Причем практически все они, за исключением Rolesium от Rolex, являющегося ферро-хромо-никелевым сплавом, оказывались вариациями на тему алюминиевых соединений – то есть по сути технологически недалеко ушли от производства авиационного дюраля.В наше время экспериментальные металлические сплавы еще существуют, хотя и не пользуются уже таким ажиотажным спросом. Теперь клиенты скорее предпочтут сталь с проверенным временем улучшенным составом для повышенной прочности, как, например, Oystersteel от Rolex, или титан. Другое дело – сплавы на основе золота. Они идеально отвечают потребностям спортивной роскоши в часах. С помощью особых добавок золоту можно обеспечить повышенную прочность и износостойкость, а также необычный оттенок. Остается только добавить привлекательное название.
В качестве самых удачных примеров можно привести King Gold и Magic Gold от Hublot, Everose от Rolex, Honey Gold от A. Lange&Sohne, а также сплав из золота, меди и палладия Sedna, который используют в своих моделях Omega и Blancpain.
Например, в представленной этим летом дайверской модели Blancpain Fifty Fathoms Bathyscaphe исторический дизайн 1953 года обрел новый образ в сочетании золота Sedna с синим оттенком циферблата и ремешка. В итоге модель выглядит очень солидно, практически тянет на костюмный вариант, хотя все дайверские характеристики тут на высоте, включая 300-метровую водозащиту. Сквозь сапфировое окно на задней крышке можно увидеть автоматический калибр 1315 с кремниевой спиралью баланса, тремя заводными барабанами, обеспечивающими 5-дневный запас хода, и ротором, также изготовленным из золота Sedna.