Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Небесный Звенигород

Юрий Звенигородский и преподобный Савва задумали провести возле самой Москвы некий, выражаясь современным языком, социальный эксперимент. Они взяли за основу идею «Небесного Звенигорода», возможного варианта исторического русского мифа о спасшемся и невидимом граде.

Для давно верующего человека, христианина, образом такого города-прибежища был в первую очередь Небесный Град Иерусалим — место будущей жизни человека, которая ожидает его после завершения мирского пути. Но для человека, еще не вполне расставшегося с некоторыми языческими представлениями о природе, таким центром стал символ возрождающегося из пепла града Китежа — скрытого или скрывающегося от посторонних глаз, спасенного и спасаемого от врагов, не сдающегося завоевателям, исчезающего из видимого земного пространства, опускающегося на дно священного озера, но при этом чудом сохраняющегося и заодно сохраняющего всех своих обитателей.

Н.К.Рерих, занавес к опере Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
Н.К.Рерих, занавес к опере Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"

В начале 20 века эта идея снова захлестнет русских философов: о ней будут говорить Алексей Ремизов, создавшего еще до отъезда в эмиграцию символическую книгу «Звенигород Окликанный» и Николай Рерих, выдвинувший концепцию построения нового Звенигорода — некоего центра мировой духовности (концепцию, которую по сию пору упорно осуществляют его последователи.). Этот Звенигород новых времен как будто бы можно и необходимо возродить и построить заново.

В некотором роде причины появления такой философии схожи: и в то, и в другое время почти ни на один год не прекращались войны, моры или стихийные бедствия. Именно эти тяжкие испытания стали основой для появления в народном представлении о мире своеобразного поверья, легенды о городе, где никогда не было или не будет всех этих трудностей, бед и злоключений.

Н.К. Рерих. Сеча при Керженце. 1911. (Эскиз к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказание
о невидимом граде Китеже и деве Февронии").
Н.К. Рерих. Сеча при Керженце. 1911. (Эскиз к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии").

Но в версии Юрия Звенигородского и Саввы Сторожевского идея трансформировалась в двойственный союз мирской и духовной власти «по уму и духу» (между земным и небесным). «По уму» — земной, мирской лидер Юрий Звенигородский, «по духу» —небесный, духовный лидер Савва Сторожевский.

На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси. За эту идею Юрия возненавидели все его родственники-князья, но эту историю я расскажу вам следующий раз.

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском