Диалог в лоб (диалог на носу)
Диалог на носу имеет два типа. Тип №1 - это когда персонажи говорят именно то, о чём они думают. Причина, по которой он выглядит фальшиво, заключается в том, что в реальной жизни люди воздерживаются от того, чтобы высказывать о чём они думают на самом деле.
Если вы хотите увидеть самую показательную форму этого диалога, посмотрите эпизод "Холостяка". Обратите внимание, что участники говорят такие вещи, как: "У меня очень глубокие чувства к тебе". "У меня тоже очень глубокие чувства к тебе". "А ты готова к браку?" "Я хочу, но это тяжело. После смерти мамы в прошлом году я до сих пор не могу себя найти". Причина этих разговоров в том, что продюсеры потратили 200 штук на организацию свидания. Им нужно, чтобы персонажи говорили о искренне за такие деньги.
Так что перед тем, как персонажи сядут, они говорят им: "Не забудь поговорить о том, как сильно она тебе нравится". Или: "Помни, мы очень хотим, чтобы люди поняли, как тяжело тебе пришлось после смерти твоей мамы". "Холостяк" не сработал бы, если бы эти два персонажа сидели и всю ночь говорили о своих домашних животных.
Чтобы победить зло, известное как "диалог на носу", пусть ваши персонажи говорят о своих переживаниях в подтексте. Если Марк изменил Люси, не проси Люси спрашивать: "Почему ты изменил мне?" при следующей встрече. Пусть она спросит: "Как прошел твой день?" Таким образом, настоящий разговор происходит в подтексте, что намного интереснее. Следует отметить, что в некоторых сценах "диалог на носу" срабатывает нормально. Иногда персонажи должны противостоять друг другу и в какой-то момент сказать то, что у них на уме. Но таких моментов должно быть мало.
Тип №2 "диалога на носу"
Тип №2 - это когда персонажи говорят именно то, что нужно фильму, чтобы они сказали в этот момент.
Лучше всего подытожить это можно по маминой строчке в "Тихом месте", когда она поздно ночью рассказывает папе: "Кто мы, если не можем защитить своих детей?". Тогда, в самой следующей сцене, папа убегает, чтобы защитить своих детей! Очевидно, что единственной причиной этой реплики была мотивация отца пойти спасать детей. Если бы они подошли к этому моменту более естественно, им не пришлось бы прибегать к "диалогу на носу". "Где дети?" "Я не знаю. Я думал, они с тобой." "Я их не видел." Потом они прорабатывают варианты, где дети могут быть и куда они могут пойти.
Эта ошибка совершается, когда писатели вбрасывают правду о ситуации, чтобы поговорить непосредственно с аудиторией. И почти всегда это происходит, потому что с твоей историей что-то не так. Поэтому вы должны поставить её на паузу, чтобы напомнить зрителям, почему вы делаете то, что делаете. Чтобы избежать этой ошибки, держитесь подальше от любой ситуации, когда персонажи говорят что-то только во благо аудитории. Как бы сложно это ни звучало, вы должны "скрывать" все мотивы в естественных разговорах, которые происходят между вашими персонажами.
Экспозиция
Экспозиция - это когда ваши персонажи настраивают сюжет или объясняют вещи. Один из самых вопиющих примеров экспозиции происходит в Начале, когда персонаж Джозефа-Гордона Левитта объясняет персонажу Эллен Пейдж, как работает мир фильма. Это вопрос за вопросом. Ответ за ответом. И так продолжается вечно. Независимо от того, насколько крута ваша концепция, аудитория не может столько смотреть на персонажей, объясняющих мир. Они хотят конфликтов. Они хотят драмы. Они хотят сексуального напряжения. Они хотят, чтобы персонажи пытались что-то понять. А не объяснять детали. При этом, объяснение деталей - необходимость в кино. И чем подробнее ваша история (Гарри Поттер, Властелин колец), тем больше экспозиции потребуется.
Хитрость решения экспозиции двоякая. Во-первых, нужно вырезать всю экспозицию до минимума. Не должно быть ни одного лишнего слова. Нам не нужно, чтобы Нео обсуждал, как работают машины в Сионе в течение 5 минут. Могли бы вырезать там каждое слово, и ничего бы не случилось с фильмом. А во-вторых, быть умным, весёлым или драматичным в том, как вы подаёте экспозицию. Например, в фильме "Назад в будущее" (лучший фильм, который незаметно передает экспозицию), прежде чем Марти вернется в прошлое, мы должны объяснить судьбу Башни с Часами.
Плохой писатель заставил бы Марти сидеть в своей спальне, а его мама вошла бы и сказала: "Эй, я была сегодня в центре города, и они всё еще пытаются восстановить ту старую башню с часами. Прошло 30 лет с тех пор, как эта штука превратилась в хлам. Не могу поверить. Я до сих пор помню, как молния попала в эту штуку и вывела её из строя". Вместо этого Марти пытается поцеловать свою подружку в центре города, а затем к ним подходит сумасшедшая женщина выставляет перед ним банку и кричит: "Спасите башню с часами!" Потому что она сумасшедшая, мы не можем не считать это как прямую экспозицию, когда она рассказывает о том, как была уничтожена башня с часами. Просто помните, что обычно есть более умный способ передать экспозицию, чем два человека, разговаривающие в комнате.
Мелодрама
Мелодрама - это когда вы берёте эмоциональные моменты - положительные или отрицательные - и поднимаете их до нереалистичного уровня. Одним из наиболее известных примеров этого является диалог Энакина и Падме в фильме "Звездные Войны: Атака клонов".
"Я люблю тебя". "Нет, не так сильно, как я люблю тебя". "Но я люблю тебя больше". Обратите внимание, что здесь есть какой-то кроссовер с "диалогом на носу". Но суть в том, что писатель заходит слишком далеко, пытаясь передать эмоции героев, что, по иронии судьбы, достигает противоположного эффекта. Но там, где мелодрама действительно доставляет автору неприятности - это отрицательные эмоции. Персонажи существуют в альтернативной вселенной, где каждый момент их жизни - это несчастье.
"Моего отца никогда не было рядом. После того, как он 20 лет избивал мою маму, он решил выстрелить в себя из старого ружья". "Мне жаль." "Это было даже не самое худшее. Он оставил мне письмо. В письме говорилось: "Я никогда не считал тебя своим сыном. На самом деле, я бы хотел, чтобы ты никогда не родился. "Это ужасно." "Так что, если ты хочешь знать, почему я думаю о самоубийстве каждый день, теперь ты знаешь." И вся сцена происходит, пока двое делают занимаются чем-то нелегальным, конечно. Опять же, здесь есть какой-то кроссовер с "диалогом на носу". Но главное в том, что персонаж поражает нас многочисленными драматическими моментами. И потому что они настолько экстремальны, что мы им ни на секунду не верим.
В вашем сценарии будет пара моментов, где требуются экстремальные эмоции. Но относись к этому, как к новорожденному котенку. Выпустите его из коробки на несколько минут, но не сводите с него глаз, он должен оставаться в поле зрения. И вот последний совет, чтобы избежать мелодрамы. Никогда не позволяй своему персонажу открыто рассказывать напряженные эмоциональные подробности своей жизни.
Всегда стройте сцену вокруг того, кто вытаскивает эмоции из персонажей. Шону понадобится весь фильм вытягивать из Уилла Хантинга информацию, чтобы наконец-то понять его поведение из-за жестокого отца. Представьте, насколько ужасным был бы этот фильм, если бы Уилл пришел в первый день и сказал: "Издевательства начались, когда мне было пять лет, и вот что случилось в течение следующих 20 лет...". Отказ от признания - это ядерное оружие для борьбы с мелодрамой.
Банальный диалог
Банальный диалог - сложная штука, потому что у каждого читателя терпимость к банальности. Помня об этом, банальный диалог - это результат двух вещей. Это тональный просчёт и просчёт в жанре. У меня есть автор, которому я помогаю, он пишет серьёзные триллеры, как типа "Убийца". Тем не менее, каждый раз, когда он пишет сцену между мужчиной и женщиной, он переключается в режим романтической комедии.
То, что должно быть серьезным, превращается в реплики типа: "Что ты здесь делаешь?" "Я мог бы спросить тебя о том же". "Правда?" "Я не ожидал." "Корица". "Корица?" "Когда я видел тебя в последний раз, ты пахла корицей. И я запомнил эту пекарню, потому что они знамениты своими булочками с корицей." "А, ты всё так же одержим моими булочками?" "Я не знаю насчёт одержимости. Может быть, заинтересован." "Так что дальше?" "Я добавляю немного сахара в корицу."
Теперь, конечно, это перебор, в каком бы фильме это ни было. Но в таком фильме, как "Певец на свадьбе", это намного органичнее вписывается, чем в фильм "Убийца". Банальность - это результат слишком милого диалога, упакованного в жанр, предназначенный для более серьезных реплик. Поэтому, если вы понимаете тон жанра, в котором вы пишете, вы должны знать, что представляет собой "слишком банальный диалог" не подходит для вашего сценария.
Безжизненный
Это худший вид диалога, который можно написать. И, к сожалению, самый распространенный. Персонажи говорят, но это диалог, эквивалентный серой комнате с серой мебелью и серыми светильниками. Он функциональный. Но это настолько безжизненно, что даже если ваш сюжет и персонажи сильны, вы рискуете наскучить читателю до смерти.
Как бы ни был плох мой приведенный выше пример убогого диалога, у него, по крайней мере, была индивидуальность. Давайте рассмотрим, как этот диалог меняется, если мы применим к нему безжизненный фильтр.
"О, привет. Что ты здесь делаешь?" "Я завтракаю здесь каждое утро." "Я бы не догадался." "Да, я начал всего несколько недель назад. А ты? Ты здесь тоже на завтрак?" "Нет, просто забираю выпечку для офиса." "Это хороший выбор. Обожаю это место." "Ты будешь здесь на этой неделе?" "Я занят работой, но если захочешь поговорить, можешь позвонить мне." "Хорошо, это будет весело. У тебя всё тот же номер?" "Есть."
Такой диалог происходит из двух мест. Скучные персонажи и отсутствие творчества. Если персонажи много говорят скучные вещи, есть шанс, что у тебя получится скучный персонаж. Каждому персонажу нужен элемент личности. Их доминирующая личностная черта будет диктовать то, что они говорят. В последнее время я смотрю "Силиконовую долину". Один персонаж явно нервничает и встревожен. Поэтому он говорит в неуклюжей нервной манере. Другой персонаж считает, что он лучше всех остальных. Поэтому он говорит напыщенно и дерзко. Другой персонаж поглощен негативом и разочарованием, поэтому он делает много негативных комментариев. Конечно, это комедия, в которой личности персонажей сильно преувеличены. Но даже если вы пишете драму, постарайтесь определить главную черту личности каждого персонажа, чтобы понять, как он будет говорить.
В «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Диксон неграмотный, поэтому он разговаривает как восьмиклассник. Что касается творчества, это должно быть понятно. Немного приоденьте свой диалог. У тебя есть выбор между "Как дела?" и "чё кого, братан?" У тебя есть выбор между "Мне нравится твой галстук" и "Шикарная ткань". У тебя есть выбор между "Я голоден" и "Я мог бы съесть стадо буйволов прямо сейчас". Пока это органично для того, что сказал бы этот персонаж, ты должен именно так "раскрашивать" большую часть своих диалогов.
И, наконец, помните, что отправной точкой для хорошего диалога в любой сцене является персонаж, который чего-то хочет, где присутствует какое-то напряжение или конфликт. Исходит он от другого персонажа или от внешних сил (погода, недостаток времени), найдите конфликт, и ваши персонажи будут говорить гораздо более интересные вещи.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook