Найти тему
Максим Бутин

4875. УМ…

1. Ум есть самодовлеющее бытие, не нуждающееся ни в чём внешнем ему самому, то есть уму. И это бытие полное, без изъянов.

Деятельность ума называется мышлением. Если проецировать мышление на эмпирию человеческой жизни, то мышление проявляется в человеке и для человека двояко.

(1) В молчаливом деянии, когда о человеке можно сказать, что он поступил умно.

(2) В звучащем слове, когда устная речь непосредственно озвучивает ум говорящего, представляет его звонким, а не глухим.

(3) Если, однако, не считать болтовню языком и лепетание губами деятельностью, то есть когда устная речь будет нами, с некоторой натяжкой губ конечно, считаться бездеятельностной, — то синтез звучащей устной речи и молчаливого деяния нам даст текст. Молчаливое деяние в нём есть деятельность его написания. От устной речи в нём — слово, которое оказывается на бумаге. Текст, таким образом, есть синтез разговора и практического действия. И текст представляет ум зримым.

Во всех трёх модусах мышление эмпирически существует, а вместе с ним проявляется и ум, так мыслящий.

2. С формальной позиции (1) содержание ума, его материю, составляют идеи, которые, будучи осознаны, предстают как понятия. Понятия — это кирпичи мысли.

(2) Сочетания понятий суть уже оформление материи. И такие сочетания предстают как суждения.

(3) Ещё большее изощрение формы видно в сочетании суждений, каковые сочетания предстают как умозаключения.

Поступок человека, сколь человек ни молчалив, всегда содержит в себе (1) какие-то идеи, какие-то понятия. Форма поступка заключена в (2) окончательное суждение. А с учётом обстоятельств свершения поступка следует говорить уже об (3) умозаключении. Таким образом, даже с формальной точки зрения умный поступок редуцируем к содержанию и формам ума, хотя, конечно, не исчерпывается умом.

Ну а речь, устную или письменную, гораздо сподручнее разложить на понятия, суждения и умозаключения. Не во всём и не всегда речь разложима логически, элемент безумного в ней, несомненно, присутствует, но нам важно, что в речи ум существенно проявляется, и здесь сего довольно.

3. (1) Понятия умом создаются или берутся из наличного существования ума.

В (3) умозаключении материя ума истончается, умозаключение это метод обращения с понятиями и суждениями, показ процесса мышления. Со времён Аристотеля Стагирского открытые им четыре фигуры силлогизма и девятнадцать модусов остаются в полной неизменности. Как формально правильно мыслить, чтобы не опростоволосится с такими умозаключениями, как «Если Сократ лысый, то всякий лысый — Сократ», это надо спрашивать Аристотеля.

И только в (2) суждении мышление фиксируется в каком-то результате. Суждение — это то, ради чего свершался процесс мышления, в суждении фиксируется ответ на вопрос «Вот этой своей длинной речью ты что сказать-то хотел?»

Таким образом, согласно с учением о причинах Аристотеля, в понятиях мы имеем (1) материальную причину мышления, в умозаключении — (2) формальную причину, в суждении — (3) целевую причину. Остаётся выявить генетическую причину мышления, то есть с чего уму вздумалось мыслить? Поскольку ум есть самодовлеющее полное бытие, постольку (4) ум мыслит от радости и счастья. Мышление — блаженство ума.

4. Аутентично развитию цивилизации мышление человека проходило с ней разные этапы. Эти этапы можно назвать так: (1) дописьменный, (2) письменный, (3) электронный.

(1) На дописьменном этапе людям приходилось всё держать в памяти и передавать навыки мышления лишь в устной речи и мастер-классах верного поведения на охоте и правильного построения войска в походе и в бою. Те живые флоппи-диски, какими выступали, скажем, исполнители эпоса данного народа, являлись абсолютной ценностью этого народа. И народу совершенно необходимо было создавать школы аэдов, чтобы знание эпоса не было потеряно. Исторически сформировавшимся условием мышления на дописьменном этапе является хорошо развитая память, под завязку набитая самыми различными сведениями. Людям приходилось уделять огромное внимание материальной части своего мышления — понятиям и их хранению. Мысль кормится материей. Непосредственно тем, что хранится в памяти.

(2) На этапе письменной цивилизации люди научились отчуждать из (1) устной речи и (2) «делай как я» содержание и формы мышления в (3) текст, который может храниться неопределённо долгое время и по мере износа носителя или в связи с юбилейными торжествами — воспроизводиться дополнительным тиражированием. На этом этапе резко снижаются требования к памяти мыслителя, память стала принципиально вторична: важно лишь помнить и вспомнить где те или иные сведения располагаются, в какой книге. Если на первом этапе полной необходимостью отмечена память живая и непосредственная, то сейчас, на втором, память более рефлексивна и характерным для неё является систематизация и каталогизация книг для быстрого поиска нужного мыслителю материала. Естественны для этого этапа концентрация мыслителей вокруг библиотек и создание библиотек в центрах мысли. Мысль кормится местом.

(3) На этапе электронной цивилизации место концентрации книг резко теряет своё значение при сохранении всё тех же смыслов, заключённых в этих книгах. Оцифровка книг и создание электронных библиотек позволяет почти из любого места на Земле подключиться к той или иной библиотеке и получить нужные тексты. Для мышления первостепенное значение приобретает не (1) материя памяти и не (2) место памяти, а (3) время срабатывания памяти, скорость получения данных. Мысль кормится временем.

На третьем этапе разрушается пространственно-корпоративное построение презентаций мышления. Огороженные социальные институции науки, искусства, религии, философии, продолжая существовать, резко теряют в цене, презираются большинством откровенно безумного населения и становятся в таком их виде мало кому нужными, кроме, разумеется, их сотрудников и начальства. При глобальном доступе к огромным массивам данных мышление как бы размазывается тонким слоем по всему человечеству, представленному в компьютерных сетях. На многих, даже тупоголовых, этот слой рвётся. Но так или иначе теперь начальная, необработанная материя мысли имеется у всех, поэтому приступить к мышлению могут все. Конечно же, большинство людей как не мыслило, так и продолжает не мыслить, но выражаться старается, старается изо всех сил, тем паче что материал постоянно в наличии и постоянно же выпекается новый и румяный. Приходится констатировать, что на настоящем этапе мышление потеряно в колоссальных массивах псевдомышления и не-мышления. То есть характерным для этапа является именно упомянутое время поиска не только нужной материи мысли, её предмета, но даже и образцов мысли, то есть мыслителей и их произведений.

5. Оставайтесь мыслящим человеком. И ум вас не подведёт.

2020.09.20.

Превопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4875-ум/1741122932723952/