Найти в Дзене

Как Христианство изменило отношение европейцев к смерти?

Когда мы слышим, что Христианство изменило отношение жителей античного мира к смерти, мы плохо можем представить, на сколько радикальным было это изменение. Об этом - в тексте публикации

Что такое мощи?

Можно дать много определений и одни из них будет – останки человеческого тела. Это очевидно и вопросов ни у кого не вызывает. Почитание останков святого человека для христиан кажется на столько естественным, что можно решить, будто так было всегда. И это утверждение будет ошибкой. Почитание человеческих останков как святыни не всегда было присуще людям. Начало этой традиции связано с Христианством. В Античную эпоху погребения всегда выносили за городскую черту. Могила, то есть место, где покоятся останки умершего, не могла находиться внутри городских стен, она бы оскверняла город живых и даже подвергала его опасности. Мертвецы для античного человека всегда связаны со смертью и только со смертью. Да, мертвецов можно было почитать, если речь шла о предках, императорах или выдающихся людях, которых считали «героями». Но существовали определённые границы этого почитания, которые определялись тем, что человек и даже люди-герои – смертны. Как только человек умирает, он умирает безвозвратно, это свойство человека непреодолимо. Это делает его кардинально отличным от бессмертных богов. Смерть – та бездна, что разделяет богов и людей и пересечь её никому не дано. Христианство, как религия жизни, сломало этот стереотип. Для христиан тело усопшего святого стало местом соединения земли и неба – мертвое тело стало средоточием жизни.

Мощи св. Амвросия Медиоланского в Свято-Амвросиевской базилике в Милане.
Мощи св. Амвросия Медиоланского в Свято-Амвросиевской базилике в Милане.

И этого никак не могли понять и принять язычники.

Юлиан Отступник (IV в.) по этому поводу писал: «...Ношение трупов мертвецов в гуще плотной толпы через большие скопления людей, осквернение взоров всех зловещим видом мертвецов. Какой день, так отмеченный смертью может быть удачным? Как, после участия в подобных обрядах, может кто-нибудь приблизиться к богам и их храмам?»

Это непонимание абсолютное, но, самое главное, искреннее. Оно хорошо демонстрирует разницу между язычниками и христианами. Христиане видели в умерших святых людей, которые после смерти предстояли Богу, таким образом, они могли быть заступниками перед Богом за живых. И у них даже было преимущество перед живыми, после смерти святые оказывались ближе к Богу. Для языческого сознания эта идея невозможна. Возникает даже специальная терминология, христианские авторы называют могилы «усыпальницами», то есть смерть теперь оценивается как сон, явление похожее на смерть, но не то же самое. Да, в мифах можно встретить сравнение сна и смерти или именование смерти сном, но это будет либо литературный приём, либо описание конкретной ситуации, но никогда не утверждение того, что смерти как таковой не существует, это сон, на самом деле. Более того, христиане идут дальше и для них соединяется понятие алтаря и могилы святого. Вспомним 7 правило VII Вселенского собора, по которому во всех храмах должны быть положены святые мощи. Место совершения богослужения и молитвы соединяется с местом, где покоятся останки святого. Смерть воспринимается как шаг на пути к Богу, а не акт окончательного разрыва с Ним. Этот краткий рассказ - ещё один штрих к тому, как Христианство сформировало современную культуру и повод задуматься о роли Христианства в становлении европейской культуры.

По книге: Браун П. Культ святых: его становление роль в латинском христианстве. М., 2004.