Наверное, любой знает, чем занимаются филателисты. Уверен, большинство читателей в курсе, кто такие нумизматы. А как вы думаете, что такое фалеристика? Именно ею увлечен член Петровской академии наук и искусств Сергей Журавлев.
Итак, фалеристика - это коллекционирование значков, медалей и вообще любых других нагрудных почетных и отличительных знаков, посвященных различным событиям, юбилеям, а также окончанию того или иного учебного заведений.
Покажи свой значок, и я скажу, кто ты!
Сергей Журавлёв заглянул к нам на огонек с большими сумками, из которых он начал бережно доставать всевозможные альбомы, коробочки и прочие упаковки.
Само понятие «фалеристика» произошло от латинского слова falerae, которое означает воинские почетные знаки. Последние носили еще древнеримские легионеры.
Речь идет не только о медалях, но и о венках различных степеней достоинства, флажках, особых копьях, ожерельях, браслетах. Причем правила ношения соблюдались очень строго. Нарушителей жестко наказывали.
Да что там Римская империя! В младших классах средней школы я носил октябрятский значок. Он был в виде красной звездочки. В центре - Володя Ульянов в детстве.
А в старших классах его сменила сначала эмблема пионерской организации (тоже в виде красной звездочки и с призывом «Всегда готов!»), а затем - комсомольский значок в виде красного флажка с «золотым» барельефом Ленина.
Эти были отличительные знаки советских детей разного возраста. Наша классная руководительница строго проверяла их наличие на лацкане пиджака. Помнится, она называла эти значки знаком качества настоящего октябренка, пионера или комсомольца. У меня до сих пор они хранятся дома.
По словам Сергея Журавлева, самые первые нагрудные значки комсомола появились лишь в 1922 году. Интересно, что в коллекции нашего гостя имеются даже уникальные первые советские жетоны с изображением «товарища Ленина».
Честно говоря, Ильич выглядит вовсе не так глянцево, как потом в тех же кинофильмах. Причина проста: качество чеканки в революционные годы оставляло желать лучшего. Значки с Лениным раздавали рабочим и крестьянам, чтобы они знали, как выглядит вождь мирового пролетариата.
Подарок от Расторгуева
Кстати, у меня дома немало значков, причем совершенно неполитических. Скажем, с изображением клубники. Это значок мне вручили на фестивале, посвященной сладкой ягоде.
На другом значке помещен рисунок жирафа. Это память о последних Днях жирафа в зоопарке.
Я до сих пор бережно храню изящный нагрудный знак с двуглавым орлом и церковной луковкой, посвященный 10-летнему юбилею группы «Любэ», который мне во время рижских гастролей вручил лично Николай Расторгуев. Этот эксклюзивный знак под номером 45.
Спасибо деду!
- Cергей Михайлович, почему вы решили собирать именно нагрудные знаки?
- Это страсть мне передалась от деда - ветерана Великой Отечественной войны Алексея Ермолаевича Якушевича. После него осталось несколько интереснейших старинных жетонов. Раньше такие отличительные знаки носили на шее или прикалывали булавкой к груди.
Дед коллекционировал и медали. Как историка культуры меня все это очень заинтересовало, поэтому я решил продолжить линию своих предков. Сегодня уже очевидно, что я не ошибся в своем выборе.
- Если не секрет, сколько стоят ваши раритеты? Как я понимаю, многие из них выполнены из драгоценных металлов.
- Я бы не хотел говорить о стоимости. Она очень сильно варьируется. У меня ведь сотни жетонов, значков и прочих знаков. Например, один пушкинский жетон продавали в комиссионке за 50 «репшиков». В свое время в постсоветской Латвии были такие странные купюры.
А после денежной реформы за него просили лишь... 25 сантимов. Сегодня же его можно продать, наверное, за 50 евро, а то и больше. Так что можете подсчитать, как сильно подскочила стоимость такого совершенно крошечного значка.
И это только один пример. В целом цены неуклонно повышаются, ведь с годами старинных вещей становится все меньше. Так что если в начале этого века содержимое какого-нибудь моего альбома стоило, скажем, 1000 долларов, то теперь уже, наверное, более 10 тысяч.
И это приблизительно. Потому что, как вы понимаете, чтобы выяснить реальную стоимость, нужно вызывать оценщиков. В любом случае, собирать старину всегда выгодно.
Впрочем, я ничего из своих коллекционных сокровищ продавать не собираюсь. Для меня они все бесценные. Это ведь история в металле.
Когда началась перестройка, антикварные магазины буквально заполонили всевозможные жетоны. Я поражался их разнообразию. На слетах коллекционеров некоторые, зная мою любовь к знакам, просто их отдавали.
На коронацию и на похороны
- А какие экземпляры из вашей коллекции самые старые?
- У меня есть знак, выпущенный Императорской российской академией еще в 1783 году, то есть при жизни Екатерины Второй. Впрочем, что-то вроде жетона кто-то сделал из полтинника 1746 года. На монете изображена Елизавета Петровна.
Очень профессионально припаяно ушко - чтобы удобнее было носить. Симпатичные жетоны выпускались в честь коронации. Их порой просто бросали в толпу. У меня имеется подлинный серебряный коронационный жетон с крестом в честь восшествия на престол Павла Первого, которого, увы, потом убили в ходе заговора в 1801 году.
К сожалению, некоторые жетоны посвящались печальным событиям. Скажем, успению Николая Первого, который умер в 1855 году вследствие пневмонии - простудился, принимая парад в легком мундире.
В честь приезда высоких гостей изготавливались праздничные знаки с портретами тех или иных особ. Например, когда в 1897 году к нам прибыл французский президент Феликс Фор, который нанес официальный визит в Россию. Его принимал Николай Второй. Это было огромное событие в жизни двух государств, символизирующее значительное улучшее отношений.
- Из чего изготавливались памятные знаки?
- Обычно из бронзы или серебра, но иногда даже из чистого золота или с золотым напылением. Тут уж все зависело, как сказали бы сегодня, от бюджета.
С другой стороны, частники тоже их выпускали. Известные предприятия старались отметить свои важные даты. У меня случайно оказался значок с надписью «В память о столетии фирмы Блохина в Уфе».
Поводы для выпуска памятных жетонов были самые разные. По случаю открытия какой-нибудь выставки, после получения соответствующего образования и получения профессии.
В 1883 году выпустили знак, посвященный 300-летию со дня смерти первопечатника Ивана Федорова (1520—1583), который издал «Апостола».
Жетонный Ильич
- Жетоны представляют собой какую-то ювелирную ценность?
- Нет, что вы. Многие из них - подлинные шедевры ювелирного искусства. Характерный пример: значок 1918-1919 гг. с золотой накладкой Рижского городского реального училища. Уникальнейшая вещь! Вешалась на шею.
Что характерно: уже образовалась Латвийская Республика, а все равно был помещен двуглавый орел, символ Великой России. Как оценить эту вещь?
С исторической точки зрения она бесценна. А вот обратите внимание на интереснейшие жетоны с портретом председателя Временного правительства Александра Керенского!
Отмечу, что в Риге ещё в начале прошлого века устраивали Дни русской культуры. Об этом факте говорит жетон с пушкинской надписью «Да здравствует солнце, да скроется тьма». Эти строчки из стихотворения Александра Сергеевича пел еще Федор Шаляпин, который не раз гостил в Риге.
Кстати, о Риге. У меня есть жетоны 1901 года, посвященные 700-летию города. В царские времена юбилей тоже отмечали. Другой знак напоминает еще об одном выдающемся событии в истории Риги: 4 июля 1910 году в городе установили памятник Петру Первому - в честь двухсотлетия со дня вступления армии российского императора.
Мимо новенького монумента в Старую Ригу спешил и Федор Шаляпин, который прибыл на гастроли. Знаменитый бас, которого называли русским «царь-колоколом», пел в Малой Гильдии. К сожалению, потом памятник Петру Первому снесли.
Еще один рижский жетон посвящен установке 13 октября 1913 года в центре города памятника в полный рост нашему земляку - командующему русской армией князю Михаилу Барклаю-де-Толли.
Это событие произошло в рамках празднования столетия Отечественный войны 1812 года. Знаменитый фельдмаршал не раз с гордостью отмечал, что он родился в Риге.
Да и детство выдающегося военноначальника связано с Ригой. А его дедушка, юрист Вильгельм Барклай-де-Толли, был бургомистром, то есть мэром города.
Сергей Журавлев показал также уникальные серебряные значки 2-й Российской олимпиады, которая проходила на территории современной Латвии в 1914 году.
Лодочная регата состоялась на реке Лиелупе. Съехавшиеся из многих мест Российской империи спортсмены соревновались в легкой атлетике, гимнастики и по другим дисциплинам.
И вдруг разразилась Первая мировая война. Многие чемпионы, выигравшие тогда соревнования, погибли в боях с немцами. Но олимпийские значки остались. На них изображена колесница и красивая панорама Риги.
Пушкин это всё!
Сергей Михайлович еще собрал огромную коллекцию значков, медалей, открыток и прочих интересных экспонатов, посвященных всемирно известному русскому поэту Пушкину. Некоторым памятным изделиям из металла уже более ста лет.
Самый известный пушкинский памятник Опекушина изображен на ручке золотой ложечки. А изящное дамское зеркальце украшено точеным портретом супруги поэта Натальи Гончаровой. Одним словом, за каждой коллекционной вещью и впрямь скрывается отдельный рассказ...