Разговоры о каноне новозаветных книг имели место на протяжение II-IV веков. Однако исторические факты свидетельствуют о том, что сами по себе вопросы о подлинной каноничности христианских книг возникли не в I веке, а начиная со II века н.э., т.е. именно в то время, когда умерли все апостолы и началось предсказанное ими и Иисусом масштабное отступничество (Деян. 20:29,30).
Христианский историк Джеймс Норт относительно этого пишет:
«Все книги, которые теперь составляют Новый Завет, были известны и ходили в народе, но они еще не были кодифицированы. Гностики утверждали, что в их собственных книгах содержится специальное учение, и поэтому в церкви второго века возник конфликт об истинности первоисточников» («История церкви»).
Проблема возникла вовсе не потому, что истинные богодухновенные христианские книги якобы были неизвестны или не пользовались авторитетом среди верующих, а непосредственно по причине резкого возникновения новых отступнических идей, носители которых стали утверждать не меньшую авторитетность своих трудов. Причем, именно со стороны отступников-гностиков была озвучена самая первая заявка на канон «Нового Завета», конечно, в своей редакции. И чем больше появлялось отступнических движений, тем больше имело место «авторитетных» книг. Как свидетельствует история, довольно скоро церковные лидеры стали составлять «свои собственные» сборники новозаветных книг, в которые могли включать посторонние книги и, наоборот, упустить некоторые подлинно богодухновенные. Однако, если некоторые частные «авторитеты» в силу личных причин сомневались в точном составе книг Нового Завета, то разве это является доказательством несостоятельности окончательно написанных к концу I века всех 27 богодухновенных новозаветных книг?
Вот, что говорит христианский историк Эрл Е. Кернс:
«Люди часто заблуждаются, полагая, что канон был выработан на церковных соборах. Это не так, поскольку различные церковные соборы, пытавшиеся провести канонизацию Нового Завета, лишь публично провозглашали то, что уже стало общепризнанным в сознании Церкви того времени» («Дорогами христианства»).
«Церковь канона не создавала, а только признала, приняла и подтвердила самоочевидную ценность определенных документов. Если мы это игнорируем, мы войдем в серьезное противоречие не с догмой, а с реальной историей» (Брюс Мецгер «Канон Нового Завета»).
Уильям Баркли (W. Barclay) говорил об этом еще определеннее:
«Новозаветные книги стали каноническими потому, что никто не мог им в этом помешать» («Как создавалась Библия»).
«Канон — это не идея, привнесенная в Писания во II веке людьми, подобными Иерониму или Афанасию. Их высказывания и решения лишь отразили то, что уже проявилось в церковной жизни. Они не одарили нас авторитетом Нового Завета. Они просто признали, что этот авторитет существовал сам по себе... Эти книги действовали наравне с Ветхим Заветом задолго до того, как были составлены их [формальные канонические] списки. Они стали каноническими, так как уже обладали авторитетом. Объяснения того, почему эти книги считаются каноническими, появились уже после того, как они вошли в канон, после того, как их авторитет был признан... Таким образом, канон — это собрание авторитетных книг, а не авторитетное собрание книг» (Клайн Снодграсс «Провидения недостаточно»).
Собственно, речь должна идти не о волеизъявлении церкви какие книги она желает считать богодухновенными, а какие нет, а о констатации имеющегося факта. В задачи послеапостольской церкви входило лишь формальное подтверждение свода новозаветных книг. Клайн Снодграсс об этом пишет так:
«В основном канон Нового Завета установился к концу второго века. Обсуждавшиеся книги были тонким краем прочной основы книг, не вызывавших сомнений. Решения о тонком крае не могли изменить характера веры.
В этом вопросе критики забывают о главном: кто истинный автор и составитель Нового Завета? Какой-то человек или некие церковные соборы? Нет, автор Нового Завета — Бог!
«Книга является Словом Божьим не потому, что принимается народом Божьим, напротив, народ Божий принимает её потому, что она является Словом Божьим. То есть божественным авторитетом книгу наделяет Бог, а не народ Божий. Народ лишь признал Божий авторитет, который был дан Богом этой книге» (Норман Гейслер / Вилльем Никс «Общее введение в Библию»).
Уже в силу этой истины выглядят крайне нелепыми стремления критиков поставить в заслугу церковным иерархам отступнического христианства «составление канона Нового Завета». Не люди в рясах дали человечеству Новый Завет, а Бог, являющийся его Автором! И сделал он это еще в I веке н.э.
Между тем, если посмотреть на эту ситуацию со стороны, то станет очевидной простая вещь. Бог вдохновил 27 книг Христианских Греческих Писаний и дал эти драгоценности людям. Но то, что в дальнейшем, после апостолов, было названо «христианским миром», исказило учения Христа и породило множество иных «авторитетных» книг, «псевдоевангелий» и апокрифов. Эти человеческие труды, как и сами многочисленные церкви и «христианские» школы II-IV веков н.э., находились в постоянном противостоянии друг к другу. Хуже того, их искусственно культивируемый «авторитет» пытался затемнить, а то и поставить под сомнение, даже некоторые книги Нового Завета. Бог, что вполне логично, не мог допустить подобного. Поэтому он заставил самих же отступников исправить результаты своих деяний. Их же собственные соборы IV века вынесли решение, которое (уже официально) выбросило практически все посторонние труды из того, что мы называем каноном Нового Завета.
Собственно, ничего удивительного в этом нет. Схожим образом Бог часто действовал и в прошлом, при необходимости побуждая язычников исполнять угодную ему волю. Например, когда через вавилонян или персов наказывал Иерусалим и неугодных Ему иудейских царей. Или, наоборот, когда через язычников оказывал милость своим пророкам и слугам, а также давал право на восстановление иерусалимского храма (вспомним Иеремию, Даниила, Ездру или Неемию). Через языческих власть имеющих Бог вступался за свой народ, когда освобождал его из долгого вавилонского плена, или когда во дни Эсфири защищал от агрессивных врагов. Подобных примеров мы найдем в Библии немало. Точно так же Бог будет действовать, когда вскоре начнет уничтожать ложную религию, используя для этого опять же языческих властителей мира сего (Откровение 17:12-18). В Откровении 17:17 о том, как Иегова побудит правителей исполнить его волю, говорится так:
«Бог вложил в их сердца осуществить его мысль, то есть осуществить одну их мысль» (Сравните И.Навин 11:20; Пр. 21:1; Ие. 51:12).
Как видим, при необходимости Иегова может побуждать людей или правителей, даже помимо их собственной воли, принимать именно те решения, которые Ему необходимы на данный момент. Когда Богу угодно совершить свое дело, он может для этого воспользоваться даже противником истины, как это было в случае с лжепророком Валаамом (Числа 22:38; 24:1,2) или фарисеями (Ин. 12:49-51). Ничто не мешало Богу воспользоваться и лидерами отступнического «христианства», чтобы через них самих окончательно разоблачить несостоятельность «авторитетности» лжедухновенных книг, в свое время порожденных в их собственной среде. Так что ни о какой заслуге церковных иерархов перед Богом в деле сохранения Нового Завета говорить не приходится. Вся заслуга от начала и до конца принадлежит только Богу.
Мало кто из критиков, поднимающих вопрос канонизации книг Нового Завета, обращает свое внимание на аналогичную тему канонизации книг Ветхого Завета. Если, согласно логике оппонентов, критерий истинности принадлежит церкви, формально утвердившей данный канон на своем соборе, то такой же критерий следовало бы применить и в случае с Ветхим Заветом.
Простой вопрос: кто и когда официально утвердил канон ветхозаветных книг? Для кого-то этот вопрос будет выглядеть странным. И в самом деле, разве иудеям не было известно, какие книги и сколько их входит в Ветхий Завет? Между тем, даже в раввинистической среде точный состав этих книг был предметом неясностей и споров. Существовало множество других «авторитетных» книг, претендовавших на право «святости». Некоторые из них до сих пор присутствуют в официальном переводе Библии, издаваемой православной церковью, хотя и оговариваются как книги неканонические.
Более того, к I веку одновременно существовали сразу несколько канонов ветхозаветных книг, один из которых — грекоязычная Септуагинта. Как и другие, она содержала в себе, помимо подлинных богодухновенных книг, и апокрифы.
В этом вопросе мы наблюдаем аналогичное положение дел, как и в случае с каноном новозаветных книг. Разумеется, что точное понимание какие иудейские священные книги были поистине богодухновенными, имел и Иисус, и его апостолы. Но если мы, подобно критикам, станем делать акцент на ФОРМАЛЬНОМ установлении канона людьми, как доказательстве истинности веры тех, его принял, то в таком случае неизбежно столкнемся с серьезными трудностями. Дело в том, что ФОРМАЛЬНО канон Ветхого Завета был утвержден лишь в 90 году н.э. на раввинистическом соборе в Ямне (т.н. Палестинский канон). Именно там Ветхий Завет де-юре получил свой официальный вид, хотя споры о книгах канона продолжались в иудейской среде еще некоторое время.
«Саддукеи, заведовавшие иерусалимским храмом, признавали только Закон, то же делали самаряне. Учителя закона (фарисеи) наряду с Пятикнижием Моисеевым почитали Книги Пророков и Писания. Вскоре после появления христианских проповедников, а именно - после падения Иерусалима в 70 г., раввины собрались и приняли "канон", то есть ограниченный список книг, ставший впоследствии основой канона христианского. Некоторые книги или главы, часто читавшиеся в синагогах, оказались исключены из числа священных. Среди них были книга Иисуса, сына Сирахова, книги Маккавейские, главы Даниила о Сусанне и старцах и о Виле и драконе» (Стюарт Дж. Холл «Учение и жизнь ранней церкви»).
Что интересно, первым из христианских библеистов, кто решил разобраться в должном содержании канона Ветхого Завета, был Мелитон (II век). Для этой цели он специально отправился в Иудею, где заимствовал точный список книг, принятых Ямнинским раввинистическим собором. Он писал:
«Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список» (Евсевий Кесарийский «Церковная история» IV, 26:14).
«По-видимому, в христианской Церкви этого времени вопрос о границах ветхозаветного канона еще дебатировался... Мелитон приводит полный перечень священных писаний Ямнийского канона. Это древнейший из известных христианских списков канона Ветхого Завета» (Александр Мень «Библиологический словарь»).
Как выясняется, ветхозаветный канон церковь заимствовала у иудаизма. Причем, она переняла решение, принятое в конце I века представителями РАВВИНИСТИЧЕСКОГО иудаизма, получившего свое начало после разрушения Иерусалима и храма по причине невозможности совершения предписанных Законом церемониалов. А ведь это была уже не вера «детоводителя ко Христу», а религия, открыто отрицающая Иисуса как Мессию и христианское учение как таковое! (Гал. 3:24).
Возникает вопрос: если церковь заимствовала канон Ветхого Завета, утвержденный не ей, а раввинами уже после Христа, то значит ли это, что она должна признать раввинистический иудаизм истинной верой? Если история свидетельствует о том, что не церковь, а раввины утвердили канон Ветхого Завета, означает ли это, что дух Бога был с поздним иудаизмом, а не с церковью?