Сегодняшним постом открываем рубрику фантастических фильмов с классовой подоплёкой в сюжете.Мы начинаем с фильма "Элизиум" 2013 года, которую наши локализаторы перевели с приставкой "Рай не на Земле". Режиссёр Нил Бломкамп особо не скрывал, что фильм являет собой социальную антиутопию с боевиком и отдельными элементами киберпанка и открыто представляет собой аллегорическую критику современного капитализма.
Главный герой - Макс, - рабочий, получивший на производстве смертельную дозу радиации, уволен и брошен на произвол судьбы, решается на отчаянный шаг - прорваться в расположенную на орбите Земли станцию, где проживают наиболее "успешные" капиталисты.
Подполье выбрало Макса как добровольца для аугментации боевого экзоскелета (русского, судя по языку настройки и кириллице на блоках управления). В составе паршиво организованной банды (которая, к слову, уж никак не похожа на отряд революционеров), его отправляют сперва на захват одного из членов руководства крупного капиталистического предприятия, занимающегося выпуском боевых полицейских дронов. Надо ли говорить, что горе-"революционеры" гибнут в полном составе в первом же бою)
Тем не менее, герои получают секретные коды доступа и вскоре решают добраться до "Элизиума" с целью загрузить багов в программное обеспечение станции.
Что имеем по итогу? Сюжетом четко проведена черта между миром богачей и эксплуатируемым большинством, живущем и работающем в грязи и бедности. Насилие полиции, бесправие рабочего, бюрократия, кощунственное нарушение трудовых прав, уничтожение несогласных и мигрантов в наличии. Особо порадовала игра Шарлто Копли в роли наглухо отмороженного наёмника. Его персонаж идёт на любые преступления по приказу капиталистов, не имеет никаких моральных барьеров и в конце фактически подчиняет своей воле даже самих капиталистов, - типичное перерождение беспредельщика в фашистского боевика. ОДНАКО сюжетные дыры, скомканность повествования (особенно во второй половине фильма), а также волшебное разрешение всех классовых конфликтов на последних минутах фильма начисто рушат всю атмосферу. Сюжетный "макгафин" в виде доставки компьютерного вируса на станцию, который якобы должен всё изменить, неправдоподобен и по принципу действия больше похож на кольцо всевластия из "Властелина Колец". Вылет на Землю сотен медицинских кораблей с капсулами регенерации - это вообще за гранью добра и зла. Зачем бы капиталисты их до того строили? На случай социалистической Революции?)
Вердикт: "Элизиум" – отличная идея и слитая концовка, не раскрывающая тему сложностей организации борьбы за права рабочего класса, более того - намеренно эту тему упрощающая, сводящая к её к победе и самопожертвованию героя-одиночки.
Весьма многообещающий фильм с безжалостно смятой кульминацией и концовкой. Проблема сюжета в том, что он хоть и постулирует проблему, но не раскрывает аспектов и сложностей классовой борьбы.
Не такая фантастика нам нужна, товарищи.