Найти в Дзене
Литература и ветер

Поэзия, стихосложение. Виды стиха. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Виды рифмы

Оглавление
М. Врубель. Роза в стакане. 1904. Третьяковская галерея.
М. Врубель. Роза в стакане. 1904. Третьяковская галерея.

Поэзия и проза

Поэзия (от греч. «творчество») – особая организация художественной речи, отличающаяся ритмом и рифмой, т. е. стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности.

Проза (от лат. «прямо обращенная речь») – нестихотворно организованная художественная речь.

Стихосложение и его основные понятия

Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи.

Стих – отдельная строка в стихотворном произведении, являющаяся ритмической основой стихотворной речи. Вот почему не следует говорить "выучил стих", "сочинил стих": надеемся, вы не одну строчку подготовили! В данной ситуации употребляйте слова "стихи" или "стихотворение": "выучил стихи", "выучил стихотворение".

Строфа – организованное сочетание стихов, повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части (абзац в стихотворении). В строфической организации можно выделить двустишие (дистишье), трехстишие (терцин), четверостишие (катрен), восьмистишие (октаву). Онегинская строфа – строфа, которой написан роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Ритм – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Две системы стихосложения

1. Тоническое стихосложение (от греч. «ударение») – стихосложение, основанное на упорядоченности ударных слогов в стихе. Количество ударных слогов, как правило, совпадает, а количество безударных может быть разным. Например, тоническими стихами написаны былины:

Он спустил коня да богатырского
Да поехал ли по той по силушке татарскоей.
Стал он силушку конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть.
(«Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

2. Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. «слог» + «ударение») – разновидность тонического стихосложения, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе, привычное для нас стихосложение.

Три периода в истории русского стихосложения:

1) 17 – 18 вв. – тонический стих;

2) 18 – 19 вв. – силлабо-тонический стих;

3) 20 в. – силлабо-тонический и тонический стих.

Современные виды стиха

Белый стих – нерифмованные стихи с ритмической организацией.

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
(А. С. Пушкин, «Вновь я посетил…»)

Верлибр (свободный стих) – современная система стихосложения, в которой отсутствуют рифма и размер (ритм), однако деление на строки с паузой в конце строки сохраняется. Верлибр представляет собой границу между стихом и прозой.

…Я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как – только влюбленный
Имеет право на звание человека.
(А. А. Блок, Она пришла с мороза…»)

Акцентный стих (ударник) – термин 20 века, обозначающий тонический стих. В русскую поэзию ударник внедрил В. В. Маяковский. Оформление стихов В. В. Маяковского «лесенкой» подсказывало, как читателю расставлять ударения и паузы. Новаторство в стихосложении поэт объяснял рождением нового мировосприятия, отношения к жизни.

– Поэзия
– вся! –
езда в незнаемое.
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
(В. В. Маяковский, «Разговор с фининспектором о поэзии»)
Редактор не позволяет показать знаменитую "лесенку". Так что вот слайд.
Редактор не позволяет показать знаменитую "лесенку". Так что вот слайд.
Физически мощный и душевно чуткий Маяковский страстно читает стихи. Как еще можно записать на бумаге такую страсть?
Физически мощный и душевно чуткий Маяковский страстно читает стихи. Как еще можно записать на бумаге такую страсть?

Дольник – переходная форма от силлабо-тонического стихосложения к тоническому. Количество безударных слогов в дольнике колеблется, но в пределах 1 – 2 слогов. Появление термина связано с поэзией "серебряного века". Дольником написаны некоторые стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
(С. А. Есенин, «Низкий дом с голубыми ставнями…»)

Стихотворные размеры

Размер – схема чередования ударного и безударного слогов.

Условные обозначения:

+ - ударный слог (ударный гласный произносится с большей длительностью и силой);

- безударный слог (безударный гласный произносится кратко и ослабленно);

| - граница стопы.

5 стихотворных размеров в силлабо-тоническом стихосложении:

1) Хорéй – двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге: | + |

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А. С. Пушкин, «Зимний вечер»)

| + – | + – | + – | + – | - четырехстопный хорей (перед вами схема первой строки стихотворения, она напоминает орнамент, схему для вязания, если встречали)

2) Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге: | – + |

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф. И. Тютчев, «Умом Россию не понять…»)

| – + | – + | – + | – + | - четырехстопный ямб

3) Дáктиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге в стопе: | + – – |

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М. Ю. Лермонтов, «Тучи»)

| + – – | + – – | + – – | + – – | - четырехстопный дактиль

4) Амфибрáхий – трехсложный стихотворный размер с ударением втором слоге в стопе: | – + – |

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц.
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
(Н. А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»)

| – + – | – + – | – + – | - трехстопный амфибрахий

5) Анáпест – трехсложный стихотворный размер с ударением последнем, третьем, слоге в стопе: | – – + |

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(А. А. Фет, «Вечер»)

| – – + | – – + | – – + | - трехстопный анапест

А теперь о способе запоминания трудных древнегреческих названий стихотворных размеров. Как не запутаться? Запоминайте по алфавиту: Хорей и Ямб - по первой букве слова, а дАктиль, аМфибрахий и аНапест - по второй букве! Кстати, хорошо, что количество стоп на экзамене указывать не нужно!

Виды рифмовки

1. парная (смежная, параллельная)

А

А

В

В

2. перекрестная

А

В

А

В

3. опоясывающая (кольцевая)

А

В

В

А

Знание терминов "строфа", "рифма", "белый стих", "верлибр (свободный стих)", умение определять двухсложные и трехсложные стихотворные размеры, виды рифмовки пригодится на экзамене по литературе.

Читайте также об изобразительно-выразительных средствах:

Жизнь - это контраст и метафора. Язык произведения, изобразительно-выразительные средства

О художественных приёмах:

Читайте книги внимательнее! Художественные приёмы в литературе

О теме, проблеме, идее, авторской позиции, сюжете, героях, композиции:

Термины для подготовки к ЕГЭ по литературе и повышения качества чтения __________

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал!