Хотя Анджей Сапковский считает свою сагу о ведьмаке классическим, а не славянским фэнтези и настойчиво подчеркивает ее связь с артурианским мифом, в книгах встречается и местный польский колорит. Еще больше эту тенденцию акцентировала CD Projekt RED при разработке одноименной серии игр о приключениях Геральта. Много таких отсылок и в третьем «Ведьмаке». В этой статье я хочу рассказать о самых узнаваемых.
Мышиная башня
Второстепенный, но достаточно важный квест, который Геральт может получить от чародейки Кейры Мец в Велене. Ведьмаку предстоит разобраться с проклятием на острове Коломница, где возвышается таинственная Мышиная башня.
Мышиная башня напоминает о мрачной судьбе легендарного польского князя Попела II. Более того, реальную Мышиную башню можно до сих пор увидеть в Крушвице.
Согласно древней версии польского хрониста Винцентия Кадлубека, Попел был изнеженным, ленивым и трусливым правителем.
Под влиянием своей жены он вероломно расправился с родственниками, предложив на пиру своим дядюшкам отравленное вино. Таким образом, Попел устранил лишних претендентов на трон. После злодеяния он отказался даже похоронить тела родичей, бросив их на растерзание мышам и крысам.
Однако грызуны набросились на самого князя, его жену и двух сыновей. Преследуемое хвостатыми орудиями богов, княжеское семейство укрылось в Мышиной башне. Но это их не спасло — мыши проникли в крепость и пожрали и князя, и его семью.
А новым князем стал Земовит, сын пахаря Пяста и родоначальник одноименной династии. Его избрало вече после того, как Пяст отказался принять власть.
В некоторых народных вариантах легенды Попела наказывают боги не за убийство родичей, а за жадность и гордыню, проявленные в отношении крестьян в голодный год.
В истории Яна Длугоша, жившего уже в XV веке, появляются новые подробности. Жена Попела, вдохновившая его на ужасное преступление, становится немецкой принцессой, а сыновья получают имена Лех и Попел. А Юзеф Крашевский в своем романе называет ее Брунгильдой.
В 2003 году польский режиссер Ежи Гофман снял по этой книге фильм «Древнее предание: Когда солнце было богом», где Попела сыграл Богдан Ступка. Кстати, роль Земовита исполнил Михал Жебровский, который ранее сыграл ведьмака Геральта в польском сериале 2002 года. И ведьмак Жебровского — главное украшение этого проекта, интересного и в других моментах, несмотря на весомые минусы. Впрочем, обзор этого сериала — тема для отдельного материала.
Пан Твардовский
По словам самих разработчиков, история Ольгерда фон Эверека создавалась под впечатлением от еще одной польской легенды — о чернокнижнике Твардовском. Его называют польским Фаустом, однако в отличие от последнего, пан Твардовский связан с реальными историческими лицами.
Шляхтич Твардовский жил в Кракове и заинтересовался магией — модным хобби XVI века. Недолго думая, Твардовский решил получить сокровенные знания и прочие земные радости из первых рук, для чего и заключил договор с дьяволом — на холме Кшемёнка. Залогом, разумеется, стала бессмертная душа пана. Твардовский быстро стал влиятельным вельможей, развлекался в свое удовольствие и в конце концов стал доверенным лицом Сигизмунда II Августа, польского короля и князя литовского.
Правитель как раз переживал сердечную трагедию. Он только что потерял любимую жену, красавицу Барбару Радзивилл, против брака с которой яростно выступала его мать Бона Сфорца и вся польская знать.
Влюбленные обвенчались тайно, а после того, как Сигизмунд получил польскую корону, он объявил о своем браке открыто. Но счастье не продлилось долго. Спустя год после коронации Барбары, она умерла и многие были уверены, что красавицу отравили по приказу свекрови. У итальянских владык вообще была репутация специалистов именно такого рода.
Безутешный Сигизмунд окружил себя колдунами и астрологами, пытаясь связаться с любимой хоть на пару минут. Тут-то и наступил звездный час Твардовского. С помощью своего магического зеркала он на мгновение вызвал призрак прекрасной Барбары. Князь был потрясен, но видение быстро исчезло, а зеркало разбилось. Впрочем, позже недоброжелатели утверждали, что это был всего лишь оптический трюк с нанесенным на зеркало изображением молодой женщины.
Как бы там ни было Твардовский продолжил разгульную жизнь, но однажды подошел час расплаты. Однако хитрый пан включил в договор с дьяволом одно условие — забрать его душу нечистый мог только после визита в Рим. Куда, разумеется, чернокнижник не собирался.
Но дьявол принял облик его приятеля и заманил Твардовского в корчму «Рим». Тут бы пану и пришел конец, но когда лукавый нес его душу прямо в пекло, Твардовский начал молиться Богородице, которая своей волей приказала освободить душу пана. Демон выпустил ее, и Твардовский очутился на Луне. Там он пребывает и поныне, ожидая Страшного суда. Компанию ему составляет друг, которого он однажды превратил в паука. Очертания пана Твардовского видели в пятнах на Луне.
Существует предположение, что прототипами Твардовского могли быть Джон Ди и Эдвард Келли.
Первый был ученым широкого спектра и астрологом, а второй известен как медиум и алхимик. Оба деятеля пользовались репутацией магов и считались шпионами Елизаветы Тюдор. С дипломатической миссией они побывали в Священной римской империи, жили в Праге и в Кракове. Правда, их визит в Краков состоялся уже после смерти Сигизмунда, когда престол занял Стефан Баторий. Однако Сигизмунд II Август действительно увлекся магическими опытами в последние годы своей жизни и привлекал на службу различных мистиков. Народная молва объединила два факта — и так возникла легенда о Твардовском.
Монстры «Ведьмака»: мифические корни
Дикая Охота
Распространенный у многих европейских народов миф о призрачных всадниках использовал в саге и сам Сапковский. Однако авторы третьего «Ведьмака» сделали Дикую Охоту основными антагонистами игры. В мире Сапковского охотниками являются эльфы из другого мира. В действительности это совпадает с одной из версий легенды.
Истоком представлений о Дикой Охоте считается скандинавский миф о боге Одине, который верхом на восьминогом коне Слейпнире во главе эйнхериев (лучших воинов среди павших) проносится над землей, собирая души людей. Однако с приходом христианства и соприкосновением с другими народами миф стал самостоятельным явлением. А Дикая Охота в разных странах обрела новых вождей и всадников.
В Северной Германии предводительницей Дикой Охоты являлась фрау Холле или Хольда, владычица зимних бурь, которая могла быть и девой, и старухой, и таинственной пряхой. Ее черты можно увидеть и в знакомой нам госпоже Метелице. При этом в Норвегии и Швеции ее считали ипостасью Фригг, супруги Одина.
Валлийцы верили, что Дикой Охотой командует Гвин ап Нудд, владыка Аннона, загробного мира. С принятием христианства он постепенно стал королем эльфов, а конкретно, тилвит тег. Иногда его представляли воином с темным лицом. Также кавалькаду призрачных всадников возглавляла и ужасная старуха по имени Ночная Матильда.
Англичане видели вожаком Дикой Охоты Каина, Ирода, ангела Гавриила или Херна-Охотника, духа Виндзорского леса с оленьими рогами. И даже короля Артура.
А в некоторых легендах таких предводителем становится пират Френсис Дрейк.
Кстати, датчане тоже приписывали управление дикими охотниками реальному историческому деятелю — королю Вальдемару IV по прозвищу Новый День.
Во Франции Дикую Охоту возглавлял рыцарь Роланд, а в Ирландии — Финн мак Кумал, воин, мудрец и любимый герой ирландских мифов. Словенцы считали вожаком всадников Волчьего пастыря — ипостась Ярилы. Во французской Канаде охотников заменили заколдованным каноэ. В Италии бытовало представление о Дикой Охоте как о свите богини колдовства Гекаты или Дианы, королевы всех ведьм.
Европейцы верили, что видение Дикой Охоты обычно предвещает войну, мор и другие катаклизмы, а если повезет — то только смерть видевшего.
Всадники охотились на души некрещеных людей, особенно младенцев, в сопровождении черных косматых псов с горящими глазами. Но в Уэльсе потусторонних охотников сопровождали белые гончие с красными ушами. Иногда всадники появлялись верхом не на вороных лошадях, а на оленях.
Впрочем, в некоторых вариантах мифа Дикая Охота наказывала только закоренелых грешников. Британцы же считали, что в зоне риска — дети и молодежь, которые становятся пленниками диких охотников на годы и века.
В некоторых случаях встреча с кавалькадой призрачных всадников оборачивалась путешествием в иной мир — то ли подземный, то ли сказочный. Присоединиться к свите охотников можно было и во сне — иногда с летальным исходом в реальном мире. Поэтому о тех, кто умер подобным образом, говорили, что они ушли с Дикой Охотой.
Монстры «Ведьмака»: мифические корни. Часть 2