Найти тему

Легенды Средних веков в «Ведьмаке»

Оглавление

Хотя Анджей Сапковский считает свою сагу о ведьмаке классическим, а не славянским фэнтези и настойчиво подчеркивает ее связь с артурианским мифом, в книгах встречается и местный польский колорит. Еще больше эту тенденцию акцентировала CD Projekt RED при разработке одноименной серии игр о приключениях Геральта. Много таких отсылок и в третьем «Ведьмаке». В этой статье я хочу рассказать о самых узнаваемых.

Мышиная башня

Второстепенный, но достаточно важный квест, который Геральт может получить от чародейки Кейры Мец в Велене. Ведьмаку предстоит разобраться с проклятием на острове Коломница, где возвышается таинственная Мышиная башня.

Мышиная башня напоминает о мрачной судьбе легендарного польского князя Попела II. Более того, реальную Мышиную башню можно до сих пор увидеть в Крушвице.

Согласно древней версии польского хрониста Винцентия Кадлубека, Попел был изнеженным, ленивым и трусливым правителем.

Под влиянием своей жены он вероломно расправился с родственниками, предложив на пиру своим дядюшкам отравленное вино. Таким образом, Попел устранил лишних претендентов на трон. После злодеяния он отказался даже похоронить тела родичей, бросив их на растерзание мышам и крысам.

Однако грызуны набросились на самого князя, его жену и двух сыновей. Преследуемое хвостатыми орудиями богов, княжеское семейство укрылось в Мышиной башне. Но это их не спасло — мыши проникли в крепость и пожрали и князя, и его семью.

А новым князем стал Земовит, сын пахаря Пяста и родоначальник одноименной династии. Его избрало вече после того, как Пяст отказался принять власть.

В некоторых народных вариантах легенды Попела наказывают боги не за убийство родичей, а за жадность и гордыню, проявленные в отношении крестьян в голодный год.

В истории Яна Длугоша, жившего уже в XV веке, появляются новые подробности. Жена Попела, вдохновившая его на ужасное преступление, становится немецкой принцессой, а сыновья получают имена Лех и Попел. А Юзеф Крашевский в своем романе называет ее Брунгильдой.

В 2003 году польский режиссер Ежи Гофман снял по этой книге фильм «Древнее предание: Когда солнце было богом», где Попела сыграл Богдан Ступка. Кстати, роль Земовита исполнил Михал Жебровский, который ранее сыграл ведьмака Геральта в польском сериале 2002 года. И ведьмак Жебровского — главное украшение этого проекта, интересного и в других моментах, несмотря на весомые минусы. Впрочем, обзор этого сериала — тема для отдельного материала.

Лучший рассказ о ведьмаке

Пан Твардовский

По словам самих разработчиков, история Ольгерда фон Эверека создавалась под впечатлением от еще одной польской легенды — о чернокнижнике Твардовском. Его называют польским Фаустом, однако в отличие от последнего, пан Твардовский связан с реальными историческими лицами.

Шляхтич Твардовский жил в Кракове и заинтересовался магией — модным хобби XVI века. Недолго думая, Твардовский решил получить сокровенные знания и прочие земные радости из первых рук, для чего и заключил договор с дьяволом — на холме Кшемёнка. Залогом, разумеется, стала бессмертная душа пана. Твардовский быстро стал влиятельным вельможей, развлекался в свое удовольствие и в конце концов стал доверенным лицом Сигизмунда II Августа, польского короля и князя литовского.

Йозеф Зимлер. Смерть Барбары Радзивилл
Йозеф Зимлер. Смерть Барбары Радзивилл

Правитель как раз переживал сердечную трагедию. Он только что потерял любимую жену, красавицу Барбару Радзивилл, против брака с которой яростно выступала его мать Бона Сфорца и вся польская знать.

Влюбленные обвенчались тайно, а после того, как Сигизмунд получил польскую корону, он объявил о своем браке открыто. Но счастье не продлилось долго. Спустя год после коронации Барбары, она умерла и многие были уверены, что красавицу отравили по приказу свекрови. У итальянских владык вообще была репутация специалистов именно такого рода.

Безутешный Сигизмунд окружил себя колдунами и астрологами, пытаясь связаться с любимой хоть на пару минут. Тут-то и наступил звездный час Твардовского. С помощью своего магического зеркала он на мгновение вызвал призрак прекрасной Барбары. Князь был потрясен, но видение быстро исчезло, а зеркало разбилось. Впрочем, позже недоброжелатели утверждали, что это был всего лишь оптический трюк с нанесенным на зеркало изображением молодой женщины.

Войцех Герсон. Твардовский вызывает дух королевы Барбары.
Войцех Герсон. Твардовский вызывает дух королевы Барбары.

Как бы там ни было Твардовский продолжил разгульную жизнь, но однажды подошел час расплаты. Однако хитрый пан включил в договор с дьяволом одно условие — забрать его душу нечистый мог только после визита в Рим. Куда, разумеется, чернокнижник не собирался.

Но дьявол принял облик его приятеля и заманил Твардовского в корчму «Рим». Тут бы пану и пришел конец, но когда лукавый нес его душу прямо в пекло, Твардовский начал молиться Богородице, которая своей волей приказала освободить душу пана. Демон выпустил ее, и Твардовский очутился на Луне. Там он пребывает и поныне, ожидая Страшного суда. Компанию ему составляет друг, которого он однажды превратил в паука. Очертания пана Твардовского видели в пятнах на Луне.

Существует предположение, что прототипами Твардовского могли быть Джон Ди и Эдвард Келли.

Первый был ученым широкого спектра и астрологом, а второй известен как медиум и алхимик. Оба деятеля пользовались репутацией магов и считались шпионами Елизаветы Тюдор. С дипломатической миссией они побывали в Священной римской империи, жили в Праге и в Кракове. Правда, их визит в Краков состоялся уже после смерти Сигизмунда, когда престол занял Стефан Баторий. Однако Сигизмунд II Август действительно увлекся магическими опытами в последние годы своей жизни и привлекал на службу различных мистиков. Народная молва объединила два факта — и так возникла легенда о Твардовском.

Монстры «Ведьмака»: мифические корни

Дикая Охота

Распространенный у многих европейских народов миф о призрачных всадниках использовал в саге и сам Сапковский. Однако авторы третьего «Ведьмака» сделали Дикую Охоту основными антагонистами игры. В мире Сапковского охотниками являются эльфы из другого мира. В действительности это совпадает с одной из версий легенды.

Истоком представлений о Дикой Охоте считается скандинавский миф о боге Одине, который верхом на восьминогом коне Слейпнире во главе эйнхериев (лучших воинов среди павших) проносится над землей, собирая души людей. Однако с приходом христианства и соприкосновением с другими народами миф стал самостоятельным явлением. А Дикая Охота в разных странах обрела новых вождей и всадников.

В Северной Германии предводительницей Дикой Охоты являлась фрау Холле или Хольда, владычица зимних бурь, которая могла быть и девой, и старухой, и таинственной пряхой. Ее черты можно увидеть и в знакомой нам госпоже Метелице. При этом в Норвегии и Швеции ее считали ипостасью Фригг, супруги Одина.

Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина
Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина

Валлийцы верили, что Дикой Охотой командует Гвин ап Нудд, владыка Аннона, загробного мира. С принятием христианства он постепенно стал королем эльфов, а конкретно, тилвит тег. Иногда его представляли воином с темным лицом. Также кавалькаду призрачных всадников возглавляла и ужасная старуха по имени Ночная Матильда.

Англичане видели вожаком Дикой Охоты Каина, Ирода, ангела Гавриила или Херна-Охотника, духа Виндзорского леса с оленьими рогами. И даже короля Артура.

А в некоторых легендах таких предводителем становится пират Френсис Дрейк.

Кстати, датчане тоже приписывали управление дикими охотниками реальному историческому деятелю — королю Вальдемару IV по прозвищу Новый День.

Во Франции Дикую Охоту возглавлял рыцарь Роланд, а в Ирландии — Финн мак Кумал, воин, мудрец и любимый герой ирландских мифов. Словенцы считали вожаком всадников Волчьего пастыря — ипостась Ярилы. Во французской Канаде охотников заменили заколдованным каноэ. В Италии бытовало представление о Дикой Охоте как о свите богини колдовства Гекаты или Дианы, королевы всех ведьм.

Европейцы верили, что видение Дикой Охоты обычно предвещает войну, мор и другие катаклизмы, а если повезет — то только смерть видевшего.

Всадники охотились на души некрещеных людей, особенно младенцев, в сопровождении черных косматых псов с горящими глазами. Но в Уэльсе потусторонних охотников сопровождали белые гончие с красными ушами. Иногда всадники появлялись верхом не на вороных лошадях, а на оленях.

Впрочем, в некоторых вариантах мифа Дикая Охота наказывала только закоренелых грешников. Британцы же считали, что в зоне риска — дети и молодежь, которые становятся пленниками диких охотников на годы и века.

В некоторых случаях встреча с кавалькадой призрачных всадников оборачивалась путешествием в иной мир — то ли подземный, то ли сказочный. Присоединиться к свите охотников можно было и во сне — иногда с летальным исходом в реальном мире. Поэтому о тех, кто умер подобным образом, говорили, что они ушли с Дикой Охотой.

Монстры «Ведьмака»: мифические корни. Часть 2