Рижский мирный договор 1921 года закрепил за Польшей Западную Украину и Западную Белоруссию. Но если про репрессии против населения Прикарпатья сказано достаточно много, то про полонизацию белорусов – значительно меньше.
В 1919 году молодое советское государство, раздираемое войной и голодом, подверглось агрессивной интервенции со стороны Польши. В 1920 году поляки, потерпев поражение, отступили за Буг и готовились оборонять Варшаву. Но ошибка советского командования привела к «чуду на Висле» и возвращению в состав Польши ранее утраченных земель.
Западноевропейские державы рассматривали Польшу, как буферную зону между Россией и Западной Европой, и, в то же время, стремились не допустить усиления Польши. Для урегулирования этнических вопросов, связанных, прежде всего, с великодержавными амбициями Пилсудского, был разработан план т.н. «линии Керзона», согласно которому Прикарпатская Украина и Западная Белоруссия должны были отойти России.
Польский сейм признал план Антанты в 1920 году, однако, вследствие поражения РККА под Варшавой, границы были сдвинуты значительно дальше на восток. Рижский мирный договор закрепил за Польшей эти земли.
При этом СССР не намерен был мириться с потерей этих земель и разрабатывал планы по продвижению своего влияния. До 1934 года полонизация велась достаточно медленно и преимущественно мирными способами. Несмотря на то, что конституция Пилсудского гарантировала всем народам равные права, на восточных территориях велась активная колонизация. Непольское население облагалось существенно более высокими налогами, и, по сути, выдавливалось из привычных мест обитания.
Польские власти не скрывали своих амбиций относительно всего непольского населения: министр юстиции Польши Александр Мейштович прямо заявлял:
Белоруссия самой историей предназначена быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ. Это приговор истории; мы должны этому способствовать.
Было значительно сокращено количество представителей нацменьшинств в польском сейме, а от региональных властей в ультимативной форме требовалось вести делопроизводство только на государственном языке.
Между тем, вполне легально существовали белорусские политические и культурные организации. Польские власти откровенно боялись роста советского влияния и время от времени проводили чистки административных аппаратов от чиновников, заподозренных в нелояльности.
После смерти Пилсудского
В 1934 году, за год до смерти Юзефа Пилсудского, началась активная полонизация белорусов. Фактически, они были низведены до положения «людей второго сорта», которым запрещено было разговаривать на своём языке и иметь свою веру. В сентябре 1934 года глава МИД Польши открыто заявил, что его страна больше не считает себя обязанной соблюдать конвенцию о защите прав нацменьшинств на национально-культурную автономию. Отмечалось массовое закрытие белорусских школ, сносились православные храмы, закрывались центры культуры.
Данные меры вызвали закономерный всплеск возмущения жителей восточных территорий, и рост сопротивления вплоть до вооружённого. В качестве ответа польскими властями был создан концлагерь Берёза-Картузская, через который с декабря 1934 по сентябрь 1939 прошло более 3000 человек, содержавшихся там по решению уездных администраций без предъявления каких-либо обвинений.
Советская историография расценивала этот шаг, как свидетельство «стремительной фашизации» Польши.
В 1936 году был закрыт единственный Белорусский институт экономики и культуры, а также Товарищество белорусской школы.
В Вильно в 1938 году начались повальные аресты членов белорусских партий, значительно усилились репрессии против непольского населения. Предполагалось в ускоренном темпе ополячить население и лишить белорусов возможности компактного проживания в приграничных воеводствах.
Администрация Мосцицького стремилась также усилить пропаганду среди полещуков – жителей Полесья, для создания клина между украинским и белорусским населением. Предполагалось ополячить полещуков, чтобы население Прикарпатья и Западной Белоруссии не могло контактировать между собой и координировать свои действия. Полесский воевода Костек-Бернацкий активно призывал использовать метод «кнута и пряника», что значило:
...считать поляками независимо от их веры или языка тех полещуков, которые не относят себя к украинцам, белорусам или русским; относиться к ним приветливо и дружелюбно, окружая их опекой и тем самым приближая к польскости.
В июне 1939 года Белостокский воевода призывал усилить полонизацию белорусов:
…белорусское население подлежит полонизации. Оно представляет собой пассивную массу без национального сознания, без государственных традиций… Надо, чтобы оно мыслило по-польски и училось по-польски в духе польской государственности
Фактически, белорусам и прочим национальным меньшинствам было отказано в праве на идентичность как языковую, так и культурную и религиозную.
Советизация Белоруссии
1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая Война. Немецкие войска вторглись на территорию Польши и в скором времени заняли Варшаву. Пока шли бои, белорусское и украинское население в массовом порядке организовывало протесты против призыва в армию, дезертировало из частей и даже поднимало восстания в тылу.
В основной массе население Западной Белоруссии ждало Красную Армию. Но Советское руководство стремилось сперва заключить перемирие с Японией после победы на Халхин-Голе, а затем, выбрав момент, когда польская государственность, фактически, перестала существовать, отправила войска в Украину и Белоруссию.
Верховный главнокомандующий польскими войсками Рыдз-Смиглы отдал армии приказ: «С Советами в бой не вступать. С немцами продолжать борьбу». Польская армия не оказала существенного сопротивления советским войскам. Украинское и белорусское население встречало советских солдат, как освободителей. Для Красной Армии «польский поход» стал триумфальным шествием. В некоторых населённых пунктах коммунисты захватили власть до прихода частей Красной Армии.
28 сентября между СССР и Германией были достигнуты соглашения о линии разграничения. Вскоре, после проведения официального голосования, Западная Белоруссия была включена в состав Белорусской ССР, а Прикарпатская Украина – в состав УССР.
Так, почти бескровно, СССР взял реванш за поражение под Варшавой, вернув ранее утраченные земли, границы которых почти в точности совпали с «Линией Керзона».
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Спасибо за ознакомление!