Найти тему
Жизнь с детьми

ПЕРВАЯ ИГРУШКА "ПОГРЕМУШКА": правильно выбираем, успешно развиваем

Первая игрушка «ПОГРЕМУШКА»: правильно подбираем, успешно развиваем

Детские игрушки вопреки общепринятому мнению - это не развлечение, а один их основных способов познания окружающего мира. Они нужны для нормального умственного и физического развития малыша. Но в наше время ассортимент игрушек настолько велик и разнообразен, что молодым родителям бывает довольно сложно понять, как правильно выбрать игрушку, подходящую ребенку по возрасту.

В этой статье я расскажу о том, как меняется ребенок с каждым месяцем, как усложняется его взаимодействие с окружающим миром, и как правильно подобрать погремушку, соответствующую особенностям развития.

Основная игрушка на первый год жизни малыша

Самая первая игрушка любого ребенка – это погремушка. Она же и самая основная игрушка весь первый год его жизни. Почему именно погремушке издревле отдавалось предпочтение перед другими игрушками? Являясь простой по конфигурации, погремушка развивает сразу 3 основных вида человеческого восприятия: визуальное (зрительное), аудиальное (слуховое) и осязательное (тактильное). А именно с развития этих сфер и начинается формирование человеческого индивида.

!При этом самое важное в любой игрушке – ее соответствие возрасту ребенка и индивидуальным особенностям развития.

Первый год является базовой платформой для формирования интеллектуальной сферы и развития основных физических навыков. В этот период ребенок сильно меняется от месяца к месяцу. Поэтому всю информацию о погремушках для удобства восприятия я разбила помесячно.

С 0 до 1 месяца: «Черно-белое кино»

Новорожденный с момента появления на свет обладает довольно развитой зрительной и слуховой системой, формирование которых началось еще в утробе матери. При этом слуховое восприятие у ребенка выше зрительного. Поэтому на данном этапе самым важным качеством погремушки является звук.

Развитие детей индивидуально, но в первые недели малыши, как правило, лучше слышат громкие звуки, а их внимание привлекают высокие тона. Но громкие звуки не должны быть сильно громкими и резкими. При этом тихое и монотонное звучание вряд ли заинтересует ребенка. Лучше, если погремушка будет издавать громкие, но мелодичные звуки, которые не режут слух.

Человек в отличие от многих млекопитающих, появляется на свет зрячим. Однако его зрение отличается от зрения взрослого человека в силу возрастных особенностей: глазные яблоки ребенка меньше, чем у взрослого, а изображение возникает не на сетчатке глаза, а за ней. Следствием этого является младенческая дальнозоркость. Поэтому все игрушки следует показывать ребенку на расстоянии 25-30 см от лица. Все, что расположено ближе или дальше, ребенок видит как мутное пятно. Новорожденный в первые месяцы может смотреть только вверх, поэтому показывая погремушку, нужно держать ее над лицом ребенка, не заводя руку за его голову.

-2

В этот период малыш не сможет удерживать погремушку самостоятельно, поэтому все манипуляции с ней осуществляют родители. Детская реакция в первые недели жизни носит довольно замедленный характер. Глаза еще не способны следить за быстрыми движениями. Поэтому показывая погремушку, лучше совершать медленные, плавные, но ритмичные движения. Дети от природы хорошо улавливают ритм, поэтому подобное звучание, в отличие от хаотичного, воспринимается легче, а безритмичные звуки раздражают неокрепшую нервную систему, быстрее утомляя ребенка.

Новорожденные первый месяц видят мир в виде расплывчатых пятен, отличающихся разной степенью яркости и света. Мелкие очертания пока недоступны для детского глаза. В связи с этим лучше приобретать довольно крупные погремушки.

Восприятие цвета начинает формироваться лишь с двух месяцев. Поначалу ребенок различает только ахроматические цвета или тона – белый, черный и серый. Поэтому для первого месяца оптимальны погремушки черно-белого цвета. Именно такой цветовой контраст помогает ускорить развитие остроты зрения.

-3

К концу первого месяца (примерно с 3 недель) можно повесить над кроваткой, коляской, люлькой манежем или развивающим ковриком с дугами подвеску с погремушками, а лучше музыкальную подвеску – карусель (мобиль) с погремушками, которая не только вращается по кругу, но издает различные мелодии. Идеальным вариантом является мобиль со съемными погремушками, которыми можно играть отдельно. Сочетание вращения и звука будет стимулировать ребенка следить за движением предметов, визуально и на слух улавливая смену их положений.

С 1 до 2 месяцев: «Трехцветный обзор»

В конце первого месяца жизни ребенок может фиксировать взгляд на несколько секунд на заинтересовавших его предметах, а также делает попытки проследить за их передвижением.

К середине второго месяца младенец начинает постепенно различать цвета – желтый, зеленый, красный, а чуть позже- оранжевый, фиолетовый и синий. Именно с восприятие желто-зеленого спектра начинается знакомство ребенка с цветным миром. Это связано с устройством сетчатки глаза, в которой желтое пятно хорошо улавливает именно это цветосочетание. Но окончательно видеть эти цвета малыш сможет лишь к 6 месяцам, а к году ему станут хорошо различимы синий и фиолетовый. При этом бледные и пастельные тона ребенок сможет различать лишь к 2-3 годам.

Основное правило по выбору цвета погремушки для любого месяца, начиная со второго – лучше подбирать естественные цвета, встречающиеся в природе, с насыщенной цветовой гаммой, избегая чрезмерно ярких кричащих неестественных оттенков, перегружающих формирующуюся нервную систему ребенка. Не следует покупать погремушки кислотных или неоновых цветов, которые не воспринимаются зрительным анализатором ребенка, и ничего вкладывают в его познание о цвете. Отличным вариантом раскраски погремушки будет контрастное сочетание двух-трех цветов. При этом лучше, если контраст будет создаваться за счет крупных цветных участков, так как мелкие цветные рябящие пятна еще плохо воспринимаются детским глазом и перегружают зрительные нервы.

Главное правило этого периода развития – чем ярче цвет, чем интересней звук, тем быстрее ребенок будет реагировать на данный зрительный и слуховой раздражитель, и тем быстрее и органичнее будут формироваться его органы чувств.

Реакция ребенка на звуки, как правило, выражается в форме молчаливого замирания, напоминающего попытку прислушаться.

-4

С начала второго месяца можно потихоньку вкладывать погремушку в детскую руку, аккуратно сжимая пальчики на месте захвата. Это будет дополнительной сенсорной стимуляцией хватательного навыка. Именно поэтому в этот период одним из важнейших качеств становится форма погремушки. Она должна быть органичной, легко помещаться в руке. При этом немаловажным качеством является ее вес. Детские пальцы еще слишком слабы для удерживания хоть сколько-нибудь весомых предметов. Оптимальный вариант – максимально простые погремушки на палочке, кольце или в форме булавы. Форма ручки может быть плоской или с небольшими физиологическими выпуклостями, которые дополнительно способствуют развитию чувствительности пальцев.

Младенцу пока неважно, как выглядит погремушка. Главное, чтобы его манипуляции с ней давали зримый и слышимый результат, дающий почувствовать себя и свои возможности. Поэтому триада простота, легкость, громкость – это основа выбора погремушки на этом этапе развития.

С 2 до 3 месяцев: «Попробуй схвати»

Начиная с двух месяцев, ребенок уже активно реагирует на посторонние звуки, движения становятся более координированными. Малыш уже поворачивает голову в сторону источника звука и способен длительное время фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете. У него появляются первые попытки схватить их. Поэтому в этом возрасте все критерии по выбору погремушки остаются неизменными. Игрушка должна быть яркой, легкой, физиологически удобной.

Пока на родителя ложится основной процесс игры с погремушкой. Задача ребенка следить за движениями предметов и стараться дотянуться до них. А чтобы помочь малышу овладевать прицельным захватом, родители должны не только вкладывать погремушку в неумелые пальчики, но и поощрять любые попытки ребенка завладеть ею. Для самостоятельного изучения оптимальный вариант либо подвешивать отдельные погремушки на развивающие коврики с дугами, на развивающие дуги, на бортики кроватки, на музыкальные мобили, либо использовать специальные погремушки-подвески или погремушка-растяжки.

-5

Демонстрировать погремушку, как и прежде, лучше на небольшом удалении от лица, но теперь в зоне доступа рук. Совершая плавные медленные движения, можно касаться погремушкой кончиков пальцев, предоставляя младенцу возможность схватить, пусть и не всегда произвольно, погремушку.

С 3 до 4 месяцев: «Схвати и держи»

К трем месяцам у младенца постепенно начинают пропадать рефлексы новорожденного, а контроль тела становится все осознанней, в особенности пальцев рук, которые он способен самостоятельно сжимать и разжимать. Именно поэтому в этот период погремушки нужны ребенку для хватания и удержания. Захватив игрушку, малыш сразу начинает тянуть ее в рот. Поэтому погремушки для этого периода должны быть не только приятными на ощупь, но и на вкус. Хорошо, если поверхность погремушек будет разнообразной: и гладкой и бугристой, одновременно сочетать в себе несколько фактур. Неоднородность текстуры послужит дополнительным стимулятором развития сенсорного восприятия.

-6

Помимо улучшения координации, отличительной особенностью данного периода является развитие предметного восприятия: ребенок не только хорошо видит сам предмет, он начинает изучать его, используя для этого весь арсенал своих возможностей, включая тактильный контакт: он смотрит, грызет, облизывает, трясет заинтересовавшую его игрушку. Все его манипуляции с погремушками носят уже более длительный и сложный характер. И здесь очень важно, чтобы выполняемые действия приносили видимый и слышимый результат. Так малыш сможет лучше научиться устанавливать связи между действиями и их последствиями, что послужит хорошей мотивацией для дальнейшего освоения мира.

Слух ребенка в 3 месяца развит достаточно хорошо. Малыш проводит различие между знакомыми и незнакомыми звуками, легко определяет их источник, и поворачивает в его сторону голову.

В этот период помимо традиционных погремушек и погремушек-подвесок, можно использовать погремушки-браслеты и погремушки-носки. Браслеты надеваются на запястье и лодыжки ребенка, а носки на ножки ребенка. При движении они начинают издавать соответствующие звуки, привлекая к себе детское внимание.

-7

С 4 до 5 месяцев: «Изучай, не скучай»

После 4 месяцев у ребенка формируется целенаправленное хватание: захват и удержание предметов. Поэтому для двигательной стимуляции лучше подвешивать погремушки над головой ребенка, не выше уровня его поднятой вверх руки, например, на развивающие коврики, на крутящиеся музыкальные мобили, на бортики кроватки, на разного рода растяжки и т.д.

-8

Играя с ребенком, можно также медленно водить игрушкой перед его глазами на небольшом удалении, давая малышу возможность среагировать на движение и осуществить захват.

-9

Детский слух становится все совершеннее. Ребенок начинает различать голоса, звучание предметов, появляются собственные слуховые предпочтения.

Зрение отличается высокой степенью цветовосприятия. При этом, как и прежде, яркие природные цвета воспринимаются ребенком лучше, чем полутона, а также цветовое многообразие.

С усложнением развития должен расширяться и ассортимент погремушек, а также сложность их устройства. Именно в 4 месяца начинается активный переход от простоты фактур и форм, к постепенному их усложнению и многовариантности. Поэтому помимо простых погремушек, оптимально добавить в детский арсенал погремушки-головоломки, которые состоят из нескольких элементов, требующих осуществления различных действий: которые по-разному двигаются, крутятся, издают различные звуки.

С 5 до 6 месяцев: «Сам возьми и изучи»

5 месяцев – это период, когда все сферы развития ребенка делают резкий скачок. Его физическое состояние становится все совершеннее: он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, уверенно держит голову и поворачивает ее в разные стороны, может приподниматься на руках. Его игры с предметами носят осознанный характер, а манипуляции отличаются целым набором различных действий: малыш может самостоятельно брать погремушки, подносить к лицу, бросать их в сторону, стучать по ним и облизывать их.

-10

Его зрительная концентрация позволяет хорошо видеть вещи как на удалении, так и вблизи. Его интеллектуальное развитие достигает уровня осознанного восприятия. Ребенок чувствует интонации голоса, имеет свои предметные симпатии, анализирует окружающие звуки. Поочередно показывая ребенку игрушки, можно по реакции увидеть его индивидуальные предпочтения.

В этот период хорошо давать ребенку погремушки в виде шара. Ему будет интересно толкать шар перед собой. А это не только хороший тренажер для развития мелкой моторики пальцев, но и стимул для активного ползания.

-11

С 6 до 7 месяца: «Изучи и погрызи»

В 6 месяцев ребенок начинает активно заявлять о себе, как личности, во всю проявляя свою самостоятельность. Он может сам брать игрушки из рук взрослого и удерживать их длительное время. Уровень его осознанности позволяет ему отслеживать и анализировать последствия своих действий, появляется нацеленность на результат. Для стимулирования ребенка к активному познанию, хорошо создавать ему небольшие препятствия на пути к желаемой цели. Например, класть погремушки на небольшом расстоянии или на небольшую высоту, куда ребенок сможет дотянуться и т.д.

-12

Для этого возраста лучше всего подойдут многосложные погремушки и погремушки-головоломки, где нужно что-то тянуть, разворачивать, нажимать.

В этот период у ребенка окончательно пропадает физиологический гипертонус как в ручках, так и в ножках. Поэтому процесс захвата предметов и их удержания носит полностью скоординированный характер.

В это время, как правило, начинается процесс прорезывания зубов. А это значит, что все, что попадет в руки ребенка, окажется у него во рту. Сегодня в продаже имеется множество погремушек с прорезывателями –мягким резиновым элементом. Такая игрушка не только выполняет функцию игрушки, но и служит своеобразным массажером для десен малыша.

Помимо формы и цвета в игрушках важно звуковое разнообразие. Хорошо, чтобы погремушки издавали разные звуки по тональности, по громкости, по музыкальному содержанию, отличались по звуковоспроизведению. Это будет способствовать активному формированию слухового аппарата малыша.

С 7 по 8 месяц: «Посмотри и повтори»

В 7 месяцев ребенок превращается в настоящего непоседу. Увеличение физических возможностей толкает детей на активное познание окружающего пространства. Семимесячный малыш уже умеет самостоятельно сидеть, ползать, стоять с опорой. Он может сам поднять упавшую игрушку, схватить висячий предмет, умеет перекладывать игрушки из одной ручки в другую, может повторить постукивающие движения игрушкой, подражая действиям близкого человека, радостно выполняет задания «помаши», «постучи», «подними».

В этом возрасте малышу хорошо давать погремушки на присосках, особенно в ситуации, когда он сидит за своим столиком. Присоски не дают игрушке падать вниз или катится в сторону, что дает ребенку преимущество для спокойного исследования.

В плане интеллектуального развития ребенок отличается высокой степенью осознанности. Он не только быстро запоминает информацию, но и активно применяет на практике полученные навыки. Игры с погремушками становятся более длительными, а выбор предмета для игры среди предложенного многообразия становится естественной нормой.

-13

Слух ребенка развит настолько, что позволяет ему слышать даже негромкие звуки. Поэтому можно использовать погремушки с глухим звучаением. Умение прислушиваться к посторонним звукам поможет выработать у ребенка слуховую внимательность и умение вычленять звуки из общей массы.

С 8 по 9 месяц: «Выбирай и играй»

В этом возрасте у ребенка обостряется восприятие громких звуков, которые могут вызвать страх.

Зрительное восприятие позволяет ребенку видеть предметы под разным углом. Малыш четко сознает все основные характеристики вещей: форма, цвет, фактура, материал, и играет с вещами, учитывая их свойства: погремушку-мячик ребенок катает, погремушку с веревочками он дергает, погремушку с пищалками он сжимает в руке и т.д.

В этом возрасте для ребенка становятся особенно значимыми личные достижения. Под ними подразумеваются реализованные желания, достигнутые ребенком самостоятельно.

Ребенок активно начинает копировать действия взрослых. Поэтому здесь можно использовать погремушку как тренажер, показывая простейшие движения.

Очень хорошо для этого возраста подойдут погремушки с пищалками, где нужно нажать для того чтоб получить звук. Также неплохим вариантом для развития мелкой моторики, буду музыкальные погремушки-кубики, которые ставятся один на другой. Ребенок не только сможет играть с ними как с погремушками, но и выстраивать разного рода конструкции, так называемые башенки. Для интеллектуального развития идеальным вариантом будут книжки-погремушки, где визуальное сочетается с аудиальным.

С 9 по 10 месяц «Дотянись и возьми»

Физическое развитие ребенка в девять месяцев в основном направлено на укрепление костного и мышечного корсета, так как этот возраст является своего рода подготовкой к естественному прямохождению. И здесь важно активно развивать его мышечную ловкость. Погремушки в этот период оптимально использовать как стимул к физическим действиям. Их можно подвешивать чуть выше уровня роста ребенка, заставляя его тянуться за ними. Сами погремушки должны быть сложновариантными, содержащими различные по характеристикам детали, побуждающие ребенка ко множеству разных действий.

Для первых шагов хорошо подойдут устойчивые игровые дуги с погремушками, а также ходунки с погремушками. Сочетание игры с движением оптимально для маленьких детей. Идеальным вариантом являются предметы со съемными элементами, чтобы с погремушками можно было играть, используя весь арсенал всевозможных движений.

-14

С 10 по 11 месяц «Подойди и возьми»

Двигательное развитие 10-месячного ребенка представляет собой сочетание физической ловкости с первыми неуверенными самостоятельными шагами. Руки ребенка уже на столько развиты, что малыш может брать предметы не всей ладонью, а лишь кончиками пальцев. Поэтому ему становятся подвластны мелкие элементы на игрушках. Особый интерес вызывают игрушки- погремушками «двойного действия», которые можно держать в одной руке, а другой, к примеру, тянуть за шнурок или приводить в движение отдельные части. Для такого возраста хорошо подойдут мягкие игрушки-погремушки, со множеством различных игровых элементов, фактур. А в случае непредвиденного падения, такая игрушка не причинит физического вреда.

-15

С 11 по 12 месяц «Подходи, выбирай, играй не скучай»

В этом возрасте малыши становятся особенно любопытными. Они активно и очень много двигаются, изучают вещи вокруг всеми доступными им способами: трясут, грызут, бросают, топчут. Дети ярко демонстрируют свои предпочтения, показывая на желаемый предмет, могут самостоятельно взять понравившуюся вещь. Правда, детские предпочтения носят скорее налет стремления к новизне. Все новое вызывает неподдельный интерес и желание изучать.

Ближе к году ребенок начинает понимать причинно-следственные связи, в связи с чем ему особенно интересны погремушки, в которых части взаимодействуют между собой

Погремушки постепенно уступают место другим игрушкам. Однако продолжают сохранять свою роль для развития слухового восприятия. И тут лучше предлагать ребенку не просто погремушки, а музыкальные игрушки (например колокольчики, маракасы, бубны т.д.) и погремушки-игрушки, т.е. игрушки с различными звенящими элементами (наружными и внутренними), например, музыкальные мячи, неваляшки, игрушки-шуршалки и т.д.

-16

Как бы не был обширен ассортимент погремушек, они быстро приедаются ребенку, и он уже не тянется к ним, чтобы поиграть. Поначалу я пыталась боролась со скукой Матвея покупкой новых экземпляров. Но когда их стало много, мама дала мне очень дельный совет. Часть игрушек нужно периодически убирать на пару недель. Ребенок забудет о них, и вы дадите ему их как новые. Проблема большого ассортимента также заключается в том, что ребенок быстро утомляется, копаясь в куче игрушек, тянется туда, где вещи сосредоточены поодиночке. Поэтому давать сразу много погремушек не стоит.

Чем разнообразнее ассортимент погремушек, тем всестороннее развитие всех сфер мировосприятия.