В «Доводах рассудка» Джейн Остен остаётся верна своей главной теме, как найти золотую середину между чувством и разумом при выборе спутника жизни.
На мой взгляд, советы из ее книг актуальны и для современных девушек. Наибольшую же ценность представляет сама постановка вопроса, которая предполагает, что не следует слепо отдаваться на волю чувств, но нужно пытаться их осмыслить. При этом Остен осуждает и сугубо расчетливый подход к замужеству, зачем становиться сухариком в волнующем вопросе любви и собственноручно закрывать дверь к счастью.
В романе «Доводы рассудка» девушка из знатной семьи получила предложение от молодого и перспективного моряка, но у него ничего нет за душой, кроме уверенности в собственных силах. По настоянию близких Энн отказала молодому человеку. Ее старшая подруга, заменившая ей мать, принимая такое решение, исходила из благих побуждений, полагая, что Энн пришлось бы много претерпеть лишений на первых порах замужества. Сама же Энн думала, что если суть вопроса сводилась к ее счастью, то она ничего не выиграла, поскольку без любимого жениха ощутить этого счастья все равно не смогла.
И все же мораль книги заключается в том, что настоящему чувству испытания идут только на пользу и твоё от тебя не уйдёт. Энн пришла к выводу, что в итоге все было к лучшему.
Вообще складывается впечатление, что вопрос замужества для английских барышень XIX века был основным. Это можно объяснить, как наличием большого досуга, так и тем, что вся будущность женщин зависела от выбора мужа, поскольку достойно зарабатывать и самостоятельно заботиться о себе женщины возможности не имели.
Но нельзя сказать, что мужчинам было легко. При выборе будущей жены волей неволей приходится кому-то уделять больше внимания, пытаясь выяснить, а что это вообще за человек, и если в этот момент сделать неосторожный шаг, то можно конкретно влипнуть. Так, например, главный герой романа понял, что девушка, на которую он обратил внимание, ему не подходит, но поскольку он дал основание ей самой и ее родственникам полагать, что он за ней ухаживал, то по долгу чести он должен на ней жениться, если не вмешаются иные обстоятельства.
Это объясняет, почему в романах XIX века леди и джентельмены общаются ни к чему не обязывающими полунамеками. И нужен настоящий талант и гибкий ум, чтобы все эти намеки правильно расшифровывать и давать верную обратную связь. Весь этот процесс усложнялся ещё и тем, что о зарождающихся отношениях никто посторонний не должен был догадаться, иначе поженят раньше, чем определишься с собственными чувствами.
При таком взгляде становится понятно, почему кивок, улыбка, взгляд молодого человека рождали у героини такую бурю чувств, для неё-то это говорило о многом, равно как на проверку могло и ничего не значить. Откровенно говорить герои начинают только в самом конце, когда уже готовы сжигать мосты к отступлению и остаётся только сделать официальное предложение.
Хотели бы жить в XIX веке или наше время лучше?
См. еще #мякиш_обзоры #мякиш_остин #мякиш_английская литература
Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.