Найти тему
eSputnik

Как проводить маркетинговые исследования

Оглавление

Истина познается в общении

При проведении полевых исследований речь идет о первичной информации, собираемой в ходе опросов, анкетирования и наблюдения. Они делятся на три подвида:

  • качественные;
  • количественные;
  • комбинированные.

Качественные исследования

Отвечают на три главных вопроса о поведении потребителей продукта: как его выбирают, зачем покупают и почему именно его? Подобный опрос позволит увидеть товар с точки зрения покупателя и выявить его основные плюсы и минусы. Для этого используются такие методы сбора данных, как:

  • фокус-группа;
  • глубинное интервью;
  • нейромаркетинг.

Для фокус-группы подбирают 6-8 человек с заранее определенными характеристиками. Это количество людей позволяет модератору контролировать ход беседы и выслушать мнение каждого. По разработанному сценарию с ними проводится обсуждение, позволяющее выяснить их отношение к продукту.

Во время глубинного интервью происходит непосредственная беседа между респондентом и интервьюером. Этот формат позволяет получить развернутые ответы.

А вот в нейромаркетинге применяется целый комплекс методов, помогающих проанализировать неосознанные реакции потребителя на различные маркетинговые стимулы. Этот вариант требует задействования узких специалистов и особого оборудования. Например, используется регистрация движения глаз. С помощью видеофиксации отслеживается, куда направлен взгляд человека, как долго задержался на предмете или тексте, в каком порядке смотрел на вещи. Это позволяет определить степень концентрации внимания на изучаемом объекте.

Отдельно стоит упомянуть маркетинговое исследование бизнеса с помощью экспертной оценки. В этом случае вы собираете мнения экспертов и специалистов в интересующей вас сфере.

Количественные исследования

Ключевым отличием этого вида является изучение большого числа людей. Такой подход позволяет с большей достоверностью определить общие тенденции. Эти виды исследования рынка предполагают использование специальных опросников – анкет. От формулирования вопросов, их количества, простоты для понимания и логичности зависит результат анкетирования. Получить ответы от людей можно путем онлайн-опросов, личных опросов или телефонных бесед.

С распространением стабильного интернет-соединения и технологии 4G онлайн-анкетирование стало набирать большую популярность. Этот метод привлекателен дополнительными возможностями и минимумом затрат. В электронную анкету можно добавить короткие видео, GIF-файлы или статичные изображения. В отличие от личных опросов, нет нужды тратиться на бумажные анкеты или планшеты для интервьюеров. Респондент, имея дело со своим ПК или смартфоном, а не человеком, чувствует себя раскованнее и дает более правдивые ответы.

Онлайн-анкетирование проводят и через электронную почту, например с помощью Google Forms. А действительно новые возможности в проведении и сборе ответов на опросы в реальном времени предоставляют АМР-письма. Такие интерактивные рассылки можно сделать через систему eSputnik.

Личные опросы проводятся в точках продажи товара/услуги. Интервью длится от 5 минут до часа в зависимости от места проведения, цели опроса, количества вопросов. С развитием онлайн-опросов этот вариант постепенно отходит в прошлое.

Телефонные опросы также становятся менее востребованными в наши дни. К ним можно прибегать, когда стоит задача выяснить мнение людей по какой-то одной теме. Время опроса ограничивается 5-7 минутами, поэтому количество вопросов будет небольшим.

Комбинированные исследования

Эти методы исследования рынка предоставляют наиболее полную информацию, так как являются сочетанием качественных и количественных методик. В данную группу входят:

  • холл-тесты (hall tests);
  • хоум-тесты (home tests);
  • тайный, или мнимый покупатель (mystery shopping).

Во время холл-теста происходит тестирование образца продукта или услуги и респондент сразу озвучивает свой вердикт. При хоум-тестах человек использует продукт дома. Это подходит, если требуется длительный контакт с вашим товаром. Например, для тестирования нового продукта личной гигиены. Респондент делится своими впечатлениями через некоторое время.

А тайный покупатель – это хитрый ход, применяемый, когда нужно оценить работу персонала своей компании или увидеть, как работают конкуренты.

Как проводить маркетинговые исследования

Организационно процесс проведения исследований делится на четыре этапа:

  • определение проблемы;
  • разработка методологии;
  • сбор данных;
  • аналитическая работа.

В ходе первого этапа группа исследователей должна поставить проблему, прописать цели и задачи. На втором этапе – сформировать ключевые параметры, по которым будет идти работа (определение объекта изучения, объема выборки и методов сбора данных). Разработать анкету для опроса или схему, по которой будет вестись беседа с фокус-группой (если решили прибегнуть к этому методу).

На третьем этапе важно следить за качеством собранного материала, так как от этого зависят итоги маркетингового исследования. Нужно ввести контроль над работой интервьюеров. Например, обзвонить людей, чтобы убедиться, что они действительно заполняли анкету.

В ходе четвертого этапа из всего объема данных нужно выделить результаты.

В финальном отчете о проведении маркетинговых исследований важно представить не только графики. Следует отыскать и показать взаимосвязи и зависимости, на базе которых формулируются маркетинговые рекомендации. Анализ поможет понять реальную обстановку на рынке, увидеть, эффективно ли предприятие продвигает на нем свои товары и услуги, оптимизировать затраты и, возможно, наметить новые направления для развития бизнеса.