Интерьеры Покровского собора не уступают по красоте внешнему архитектурному облику этого древнего памятника русского зодчества. Они поражают не столько своим богатым убранством, сколько уникальной планировкой и причудливыми настенными росписями. Помню, как на меня во время первого посещения собора невероятно сильное впечатление произвела атмосфера внутренних помещений, в которых буквально ощущается "дыхание древности". С каждым новым посещением это ощущение притупляется, но возникают новые чувства и желания, хочется узнать больше о древней истории и архитектуре Покровского собора, погрузиться в эпоху Ивана Грозного, в годы правления которого был построен этот удивительный храм.
Покровский собор входит в семёрку "чудес света России" и в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Про историю строительства собора и его архитектурные особенности можно прочитать в моей предыдущей статье "Храм Василия Блаженного, Покровский собор или "Град обетованный". От Ивана Грозного до наших дней". Там я упоминала о том, что с 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного Исторического музея и Русской православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Пасхи.
В 1930 - е годы при возведении Мавзолея на Красной площади Покровский собор, по некоторым данным, собирались снести. Правда это или вымысел, но в народе ходила байка о том, что в то время произошёл инцидент между Сталиным и Кагановичем, когда Лазарь Моисеевич представлял вождю проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, Иосиф Виссарионович скомандовал: "Лазарь, поставь на место".
Храмы Покровского собора в годы советской власти были закрыты, но сам собор, став в 1923 году историко-архивным музеем, почти всегда был открыт для посетителей. Он закрывался только в годы Великой Отечественной войны, и во время реставрационных работ, но уже в 1947 году, во время празднования 800-летия Москвы, музей вновь открыл свои двери для посетителей.
В Покровском соборе верхний ярус церквей и галереи стоят на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета до 3 метров в толщину перекрыты сводами, не имеющими подпорных столбов.
Собор сейчас состоит из 11 храмов, самый известный из которых - храм Василия Блаженного. Он находится на первом уровне, вход в храм Василия Блаженного расположен напротив входа в собор. Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по велению царя Фёдора Иоанновича.
Крещатый расписной свод храма увенчан небольшой главкой, пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья. Над захоронением Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью. Храм неоднократно разоряли - и в Смутное время, и в годы войны 1812 года. Масляная роспись собора была выполнена в 1905 году, к 350-летию начала строительства собора. Утраченное декоративное убранство храма было восстановлено в конце XX века. Иконостас храма собран из икон, написанных под руководством реставратора Осипа Чирикова, и более ранних восстановленных икон XVI - XVIII веков. На сегодняшний день - храм Василия Блаженного - единственный в соборе, в котором проходят регулярные богослужения.
К храму Василия Блаженного примыкает церковь Иоанно Блаженного, построенная в 1672 году после обретения мощей юродивого Иоанна, похороненного в 1589 году по его просьбе неподалёку от блаженного Василия. Обе церкви составляют единое богослужебное пространство. В годы войны 1812 года французские мародёры, обворовывая собор, прихватили с собой даже железный колпак с мощей блаженного Иоанна. Многие святыни церкви были утрачены, но в последние годы усилиями сотрудников музея храму вернули почти все реликвии, даже железные вериги, по преданию принадлежащие святому Иоанну.
В других помещениях подклета находятся музейные экспозиции с коллекциями древних икон, археологических находок, обнаруженных в ходе восстановительных работ, и архитектурных элементов, снятых с кровли и стен собора во время реставрации. Из одного из помещений подклета на уровень галерей ведёт очень крутая спиральная лестница. Ступени лестниц так высоки, что приходится прилагать определённые усилия,чтобы забраться наверх. Каменные ступени во время реставрации покрыли деревянными защитными накладками.
Самый главный храм на втором ярусе собора посвящён празднику Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. Именно в этот день в 1552 году начался штурм Казани. Этот столпообразный храм расположен в центральной части собора. Его высота составляет 47,5 метров. Иконостас храма был собран из икон разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев. Роспись собора воссоздана в ходе реставрационных работ, проведённых в конце 1950-х годов. В этом храме сейчас можно услышать духовную музыку в исполнении мужского хора. Небольшое видео, снятое во время их выступления, можно увидеть на моём канале.
Церковь Трёх Патриархов расположена в северо-восточной части собора. Она освящена во имя Константинопольских Патриархов - Александра, Иоанна и Павла Нового. Эта церковь отличается необычной системой перекрытий - её стены переходят в невысокий восьмерик, заканчивающийся цилиндрическим световым барабаном с широким куполом.
Алтарь этого храма был полностью создан в середине XIX века специально для этой церкви. В то же время была выполнена настенная роспись храма. На высоте 14,9 метров в центральном куполе изображён образ "Спаса Нерукотворного".
Церковь Святой Живоначальной Троицы освещает старейшее в соборе паникадило, а иконостас украшает образ "Ветхозаветной Троицы" - одна из наиболее почитаемых икон второй половины XVI века. Согласно древнему преданию - Покровский собор был построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто на Руси именовали весь храм.
Пол храмов второго яруса Покровского собора выложен кирпичами "в ёлку", как и пол галереи, окружающей центральную церковь Покрова Богородицы. В кладке сохранились кирпичи XVI века. Они более крепкие, и менее подвержены к стиранию, чем современные кирпичи.
Внешние участки галереи были застеклены в XIX веке. Из разных оконных проёмов внешней галереи видна Красная Площадь, Васильевский спуск, сам Покровский собор и его колокольня.
Церковь Входа Господня в Иерусалим расположена в западной части собора. Она названа в честь праздника, который ассоциируется с торжественным въездом русского войска в Москву после победы над Казанским ханством. В XVI-XVII веках в день празднования Вербного воскресения ежегодно совершалось "шествие на осляти" - из Успенского собора Московского Кремля в церковь Входа Господня в Иерусалим. Иконостас церкви перенесён в храм в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского. На одной из площадок внутренней галереи в качестве музейных экспонатов выставлены слюдяные фонари, которые использовались в XVII веке во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт Покровского собора.
Церковь Григория Армянского освящена во имя просветителя Великой Армении, в день памяти которого 13 октября 1552 года начался штурм Казани и была взята оборонительная Арская башня казанской крепостной стены.
Церковь Киприана и Иустины посвящена христианским мученикам, в день памяти которых 15 октября 1552 года войска Ивана Грозного взяли штурмом Казань.
Церковь Николы Великорецкого освящена во имя образа Николая Чудотворца, обретённого в городе Хлынове на реке Великой (приток Вятки). В 1555 году по приказу Ивана Грозного икона была доставлена в Москву по всем присоединённым землям в знак их вхождения в православную веру.
Церковь Александра Свирского освящена во имя святого, в день памяти которого 30 августа 1552 года состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле. Купол церкви покрывает роспись, имитирующая "кирпичную спираль"- символ вечности.
Рядом с Церковью Александра Свирского расположен храм Варлаама Хутынского, освящённый во имя святого - покровителя государей московских XVI века. Интерьеры церкви Варлаама Хутынского можно увидеть в видеоролике, который я снимала из юго-западного крыла внешней галереи.
Галереи соединяют все церкви собора в единый ансамбль. Из каждой церкви арочные входные проёмы ведут на обходную галерею, которая внутренними переходами соединяется с внешней галереей. Многочисленные разветвлённые переходы вместе со всеми закоулками создают лабиринт, который похож на сказочный "город церквей". Впечатление усиливают расписные своды галерей, напоминающие "цветочные ковры". На многих стенах внутренних переходов галерей видна причудливая роспись, выполненная во второй половине XVII века. Растительный орнамент на стенах, арках и колоннах дополняет иконная роспись и художественно выложенная кирпичная кладка.
В ризнице Покровского собора находится сокровищница, в которой собраны ценные предметы церковной утвари, самые почитаемые иконы и христианские реликвии XVI-XVII веков. В правом дальнем углу ризницы в каменной кладке пола есть застеклённый участок, под которым находится древний фрагмент стены церкви Василия Блаженного. Этот участок был скрыт под полом одной из позже пристроенных церквей, благодаря чему сохранился в первоначальном виде. На примере этого фрагмента можно представить, как выглядел фасад собора до многочисленных архитектурных и живописных изменений, которые неизбежно происходили при реставрациях собора на протяжении последних веков. Открыто было подполье в ходе очередной реставрации в 2010 году. Существует предание, что в подклете Покровского собора хранилась царская казна до 1595 года. Некоторые фантазёры даже предполагали, что под Покровским собором была спрятана библиотека Ивана Грозного. Но теория о подземных ходах, ведущих из собора на территорию Кремля внезапно подтвердилась, когда в один из случайно обнаруженных при реставрации провалов пробрался барсук, предположительно из Тайницкого сада.
Надеюсь, я не очень утомила моих читателей слишком большим количеством информации. Московскому Кремлю будет посвящена отдельная серия фотоочерков, которые я постараюсь сделать не такими объёмными.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.