Найти тему
КАЛЕЙДОСКОП

Лев Толстой или Стивен Кинг

.. или Пьер Безухов и Платон Каратаев или "Побег из Шоушенка"

Вот именно так, и не иначе. Постараюсь это объяснить. Для разговора приглашаю людей, читавших роман-эпопею и, разумеется, видевших фильм, о котором речь.

Начнём все же с фильма. Итак, главный герой отбывает наказание за преступление, которое не совершал. Идут годы, никто ему не верит, да он уже и не доказывает свою правоту, молча несёт свою ношу. И тут в колонию попадает парень, который рассказывает историю того, как сидел с человеком, который хвастался тем, что убил жену банкира и её любовника. Парень, прибывший в Шоушенк, рассказывает это, и все понимают, что это история главного героя...

Вот Томми, который по сюжету сидел с истинным преступником
Вот Томми, который по сюжету сидел с истинным преступником

Большинство из нас фильм видели, у него миллионная аудитория, прекрасные рейтинги и масса поклонников. И по заслугам, потому что это история твёрдости духа, несгибаемой воли и невероятного стремления к цели. Когда кажется, что впереди вас ждет путь, который вам не осилить, вспоминайте маленький молоток альпиниста, которым главный герой прорубил себе путь к победе.

Теперь обратимся с русской классике. Много говорить не стоит, просто прочтите отрывок из романа Л. Н. Толстого (Том 4,часть3,глава 8). Он рассказывает о купце, который однажды на ярмарке нашёл у себя под подушкой нож. Этим ножом был зарезан человек. И теперь купец уже больше 10 лет на каторге за преступление, которое не совершал.

"Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку — хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова́ сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа."

Отличаются эти истории лишь тем, как озвучивается признание. В фильме через третьих лиц, а в романе это делает сам преступник.

Я просто хочу понять, что это- притча, кочующая из истории в историю, плагиат (Лев Толстой - 1828- 1910, Стивен Кинг - 1947) или случайное совпадение. Такое мы встречаем в физике. Есть же, например, законы с двойными именами: закон Джоуля-Ленца, Бойля-Мариотта. И никто не спорит и авторство не подвергается сомнению.

Только один вариант развития событий мне кажется неприемлемым: ничего подобного нет, вам все показалось. Если вы знаете фильм и прочитали отрывок, спорить с очевидными фактами не будете.

Так что это было?