Дебютный альбом "Black Sabbath", вышедший в феврале 1970 года возвёл группу в ранг крестных отцов металла. Но следующая пластинка "Paranoid", релиз которой состоялся 18 сентября того же года, превратила их в настоящих звезд.
Сегодняшние метал-группы можно смело назвать кучей бездельников. Они искренне считают, что выпускать альбом каждые три года - это очень тяжелая работа. Представили бы они себе, как это было четыре десятилетия назад, когда хэви-метал только зарождался, а студийные технологии условно говоря "перешли с паровой тяги на электричество", при этом боссы звукозаписывающих компаний заставляли вас записывать два альбома в год!
"Если группа начинала что-то предъявлять и возмущаться, то им быстро говорили, что необходимо возвращаться в студию и работать", - вспоминал барабанщик Black Sabbath Билл Уорд. "Наш первый альбом вышел в феврале 1970 года... а через четыре месяца они сказали, что мы должны сделать еще один!"
К счастью, музыканты Black Sabbath - Билл Уорд, Оззи Осборн, Тони Айомми и Гизер Батлер оказались крепкими парнями. Во-первых, они были родом с убогих улочек Астона, пригорода Бирмингема, который был разбомблен в пух и прах во время Второй Мировой Войны, всего за пять лет до их рождения. Если вы были подростком в Астоне в 1960-х годах, вы не скулили о выборе образа жизни, так как были слишком заняты, сосредоточившись на том, чтобы не быть зарезанным за то, что у вас длинные волосы.
Стремление сбежать от подобного окружения превратило Sabbath в очень дисциплинированную группу к тому времени, когда их одноименный дебютный альбом был выпущен в 1970 году. "Мы много работали, - вспоминал Билл. "Мы вставали рано и в 9.30 уже играли . До обеда у нас была репетиция в Бирмингеме, а потом мы возвращались в дом Тони, пили чай, ели тосты и куривали сигареты его матери. А потом мы выступали. Почти каждый вечер".
Несмотря на то, что альбом "Black Sabbath" произвел на всех прекрасное впечатление, участники группы по-прежнему испытывали страшную дрожь, когда думали о том, что им придётся вернуться к той ужасной работе, которая была к них в конце 60-х годов.
"Я водил грузовик на цементном заводе", - вспоминал Билл. "Это была действительно тяжелая работа - мне приходилось самому таскать мешки с цементом, по одному под мышкой и один на спине за раз".
Все это означало, что Sabbath были полны решимости сделать свой второй альбом окончательным заявлением. Они искали какой-то другой способ работы над пластинкой, так как жизнь в Бирмингеме не располагала к качественному написанию песен.
"Мы хотели попробовать что-то другое, быть немного изолированными", - рассказывал Билл. - Было слишком много отвлекающих факторов. Мы начинали становиться довольно известными, как в Мидленде, так и во всей остальной Англии, поэтому решили репетировать в Монноу-Вэлли в Монмутшире в Уэльсе".
Перебраться в тихую деревню - это отличный и проверенный временем способ сосредоточиться на музыке, и это, безусловно, помогло группе создать практически безупречные песни для нового альбома. Музыкантам удалось расслабиться и не думать о том, что необходимо идти оформлять пособие по безработице (или, не дай бог, трудиться на заводе), а целиком и полностью сосредоточится на творческой работе. Всем остальным занималась команда, так называемых, менеджеров.
"Мы подготовили демо "Paranoid" и отослали его вместе с менеджерами к нашим продюсерам", - рассказывал Билл. "До этого момента мы почти не общались с ними. Первый раз, когда мы увидели хоть какие-то деньги, это когда мы встретились с Патриком (Patrick Meehan) лично. Мы получили 500 фунтов после концерта и сказали: "Чёрт! Ты шутишь?!" Мы уже два года не видели столько денег. В 1970 году это были огромные деньги. Когда нам нужны были деньги, мы просто шли и просили их у Пэта. Не было никакой бухгалтерии или чего-то еще".
Не подозревая о зловещих последствиях финансовой практики их нового руководства, группа приступила к записи новых песен. И именно тогда они начали получать бесценный опыт, отыгрывая по сотне концертов в течение года.
"Мы были очень близки", - отмечал Билл. “Мы играли вместе больше двух лет, побывали в Германии и Швейцарии. Когда мы играли вместе, нам хотелось совершенствоваться и быть действительно лучшими. Нужно понимать, что мы были очень хорошей группой, выступающей именно в живую, когда прибыли в студию для записи "Paranoid". Продюсера, Роджера Бейна, тоже стоит похвалить, но, всё-таки, я думаю, что мы смогли перенести нашу агрессию и динамику со сцены в студию. Возможно, не полностью, но в основном у нас получилось".
Благодаря такому дисциплинированному подходу к написанию песен всё прошло гладко, говорил Билл. "Гизер и Оззи поделились текстами песен, и мы все участвовали в аранжировках, в то время как Тони брал риффы и представлял их нам. Мы все смотрели на детали и складывали всё вместе. Некоторые вещи были настолько очевидны, что мы играли интуитивно. Между нами буквально существовала особая ментальная связь".
Любой барабанщик, который когда-либо пытался воспроизвести первую песню из альбома "Paranoid" под названием "War Pigs", поймет, что имеет в виду Билл. За главным классическим риффом есть тонкий переход, который связывает песню воедино, которая получилась тяжелой, как в лирическом плане, так и по звучанию. Как известно, "War Pigs" всегда считалась первой политической песней Sabbath: "War Pigs" - это песня протеста: не против войны, а против людей, которые создают войны и подвергают всех молодых мужчин и женщин опасности. Война - это невероятная ответственность, и они знают, что люди будут убиты. В этой песне мы говорили о войне во Вьетнаме. Контркультура нескольких лет назад громила те же политические голоса, но Sabbath сделала гораздо более агрессивное музыкальное заявление. Выступление Оззи в этой песней и во всех остальных песнях просто великолепно".
Трудно не согласиться насчет исполнения Оззи. Его вокал идеально подходит к песням. Певец с более широким диапазоном вряд ли подошел бы к апокалиптическим текстам этой песни, да и к остальным композициям альбома.
После восхитительной вступительной песни,каверы на которую сделали десятки рок-групп ("Мне нравится вариант "War Pigs" от Faith No More",- говорил Билл), появляется заглавный трек альбома - одна из самых известных и популярных песен Black Sabbath на сегодняшний день.
Сегодня это кажется невероятным, но эта песня могла не попасть в альбом. Вот как это было по словам барабанщика: "Роджер Бейн, продюсер, предложил нам подумать о создании коммерческой песни. Но мы были непреклонны в своем отказе, и он сказал: "Посмотрим, что вы сможете придумать". И мы ушли на обеденный перерыв, а когда вернулись, Тони уже придумал рифф. Я сел за установку, Оззи подошел к микрофону, Гизер подключил свой бас, и мы начали играть. То, что вы слышите на альбоме, - это буквально 25 минут работы! Единственное, что мы добавили, это гитарное соло Тони, которое он записал на следующий день. Я просто не мог поверить, как эта песня зазвучала. Все сошли с ума от неё".
Сюрпризом для поклонников Black Sabbath стала композиция "Planet Caravan" - это тонкая, даже нежная композиция, которая фокусируется на текстурах, а не на агрессии.
"Мы всегда знали, что можем делать более мягкие вещи", - объяснял Билл. "Мы уже начали подозревать, что можем играть не только"War Pigs". Мы пропустили голос Оззи через динамик Лесли, и он зазвучал очень круто. Тони тоже играл хорошие джазовые аккорды. Многие люди, возможно, даже не догадываются, что он великий джазовый гитарист".
Следующие три песни - "Iron Man", "Electric Funeral" и "Hand of Doom" - образуют настоящий Армагеддон тяжелой музыки в стиле 70-х годов. Ничего подобного в то время не существовало, и можно с уверенностью сказать, что все doom-метал коллективы черпали вдохновение из этих песен . Многие музыканты признают огромный эффект, которые оказали на них данные композиции, например, Микаэль Окерфельдт из Opeth однажды признался: "Ужасающий голос в начале "Iron Man" почти заставил меня обосраться".
"Да, - соглашается Уорд, - Это мрачный альбом. Я люблю всё мрачное! Гизер любит всё жуткое, как и Оззи, а Тони любит играть всё такое тёмное и мрачное. Я определенно был в правильной группе…"
"Hand of Doom" стоит на особом месте для Билла, поскольку ее неявные ссылки на героин напоминают ему о его собственном, к счастью, кратком общении с этим наркотиком. "Это грустная песня, - задумчиво вспоминал он. - Лирически она сырая, и в текстах есть отсылки на употребление наркотиков, но к тому времени я уже перестал употреблять героин. Я ненавидел это. Мой любимый наркотик - алкоголь и кокаин. Я также любил спиды, хотя и не принимаю почти 30 лет. В песне есть упоминания о людях, умирающих от этой ужасной гребаной болезни".
Предпоследняя песня в этом культовом альбоме, "Rat Salad", содержит виртуозное барабанное соло от Билла. "У меня было примерно три минуты, чтобы проявить себя, поэтому я решил воспользоваться и постарался продемонстрировать как можно больше из моего большого сольного выступления на сцене".
После записи альбома группа вернулась в Бирмингем и начались нескончаемые выступления. Финальный микс "Paranoid" очень соответствовал своему времени. "Это реалистичный альбом, - рассказывал Билл. - Мы часто отключали микрофоны от барабанов, поэтому звук можно было бы сделать и лучше. Но это был естественный звук, и именно так мы и тогда делали".
Вот так Black Sabbath сделали шаг на другой профессиональный уровень. Уровень, где они действовали на пике своих возможностей. Ах да, благодаря успеху альбома на музыкантах просто по-королевски нажился их новый менеджер. "Нас просто нагло обобрали", - объяснял Билл. - Мы не могли позволить себе нанять адвоката. Лично я был занят тем, что разглядывал женские задницы, а ещё все пили коньяк, так что меня и остальных это вполне устраивало. Только через несколько лет после "Paranoid" мы начали спрашивать: "Э-э, а где же деньги?"