Найти в Дзене

Жолтый и чорный пишутся через О: поэты и орфография

ФОТО: ФОТОБАНК "ЛОРИ"
ФОТО: ФОТОБАНК "ЛОРИ"

Признавайтесь: в школе после очередного диктанта вы мечтали о том, чтобы русский язык стал попроще, без тонны исключений и нелогичных «жи-ши». Мечта всех школьников почти исполнилась в 1964 году: 24 сентября этого года вышли «Предложения по усовершенствованию русского языка», составленные специальной комиссией Академии наук.

Что предлагали? Упростить русскую орфографию и пунктуацию. Например, полностью отказаться от буквы Ъ, убрать Ь на конце слов после шипящих, писать И после Ц. То есть, если бы всё это приняли, мы бы сегодня писали так: «ноч», «мыш», «разьединить», «огурци», ну и так далее. Но тогда проект реформы правописания раскритиковали — причем одновременно как слишком радикальный и слишком мягкий — и после смещения Хрущёва реформа заглохла.

Как же обстоит дело с правописанием у поэтов? Узнать это не так-то просто. Сегодня поэтам очень помогает проверка орфографии, которая есть во всех цифровых устройствах, и от знаков пунктуации многие отказываются принципиально, делая это частью замысла. А чтобы узнать уровень грамотности поэтов прошлого, приходится заглядывать в черновики. Известно, например, что Пушкин расставлял знаки препинания, как вздумается, или вовсе не ставил, и та пунктуация, которую мы видим в его стихах сегодня — в основном творчество редакторов. Орфографические ошибки у Пушкина тоже бывали. Иногда случайные — тогда поэт мог исправить слово или строку. А иногда ошибка становилась приёмом, позволяющим стилизовать речь или сохранить нужную рифму. Всё потому, что язык — живая система, допускающая творческий подход к самой себе.

Вот, например, у Александра Блока вы легко можете встретить два написания слова «жёлтый»: через «ё» и через «о». Ошибка? С точки зрения сегодняшних правил — безусловно. Но Блок не просто писал это слово обоими способами, он чётко разграничивал разные значения этих слов. Жёлтый — это просто цвет, ничего необычного. А в слово «жолтый» Блок вкладывал дополнительное значение мещанского самодовольства, сытости, хамства — и это хорошо иллюстрирует стихотворение «Фабрика».

ФАБРИКА

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам ― по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене ― а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Большинство ошибок не несут в себе глубокого смысла, но это не значит, что совершивший ошибку — враг русского языка. Мы призываем вас быть лояльными к чужим ошибкам — ну, и пользоваться проверкой орфографии, раз уж она не стала проще.

#ruspoetrytravel #ruspoetrytravel_памятныедаты