Наверняка многие, даже те, кому не нравится жанр ужасов смотрели, знают или где-то слышали о культовой трилогии Сэма Рейми “Зловещие мертвецы”. И это не удивительно: стоит только посмотреть на его оценки, да и в целом народную любовь, и станет понятно почему так. Но чем фильм заслужил такое внимание к себе? Заслуженное ли это внимание? Об этом и пойдет речь в этой статье.
И в Лесах черти водятся
Прежде чем перейти к, не побоюсь этого слова, великой трилогии зловещих мертвецов, стоит обратиться к прародителю всей серии – это короткометражка Рэйми “В Лесах”. Если зловещих можно назвать достаточно массовым фильмов, то “В Лесах” самый настоящий артхаус, снятый на ужасную пленку с ужасным качеством звука. Но именно после этого короткометражного фильма Сэм Рэйми смог собрать с инвесторов немного шекелей и выпустить свой первый полнометражный фильм, но об этом чуть позже.
В наше время данный короткий метр достаточно сложно смотреть в связи с его качеством, но рука Рейми, пусть еще и не набитая опытом, была видна невооруженным взглядом. Впервые перед зрителем появляется загадочное, гипертрофированное зло, от которого все с ужасом на лице убегают, пусть оно и действует без участия некрономикона (та самая черная книга). Некоторые сцены также были перенесены прямиком из Лесов в самих Зловещих, ну и конечно Брюс Кэмпбелл, который, что удивительно, играет на Эша, а Брюса, и большую часть короткометражки исполняет роль мертвеца.
Сейчас данное зрелище посмотрят скорее всего только фанаты, но в 1978 году фильм смог привлечь инвесторов, как по мне не только хорошей идеей, но и хорошей работой самого Сэма Рейми. Инвестиции не пошли за зря, и спустя всего три года выходит полноценный фильм, по совместительству дебют режиссера в большом кино - “Зловещие мертвецы”.
Зловещий постмодернизм
I
Первая часть Зловещих Мертвецов, пожалуй, меньше всего подходит под описание постмодернизма, но тем не менее некоторые элементы в себе все же содержит. Например, гиперболизация, которая еще не проявляется в лицах актеров, но хорошо видна в бутафории, реках крови и гриме дедайтов (Дерево-абьюзер сюда тоже подходит). Этот фильм не пытается быть до конца серьезным, как никак категория “Б”, но при этом в плане использования юмора явно отличается от остальных двух частей, тут его заметно меньше. Сэм Рейми пробует, пробует все то, чему он научился, создавая атмосферу безумия, даже некоторой обреченности, связанной с домом, идею которого потом ни раз использовали другие режиссеры и сценаристы. В этом фильме так же впервые появляется некрономикон, пусть очень поверхностно, но зритель понимает, что эта книга таит в себе лавкрафтовское зло вселенских масштабов, способное истребить все человечество.
Зомби в фильме Рейми по-настоящему зловещие, точнее, они не просто статисты, способные лишь мычать: они хитры, коварны, комичны и очень активны, в отличии от обычных мертвецов. Первая часть пусть и не дает им конкретного имени, но во второй части все же появляется то слово, которое так хорошо знакомо фанатам серии – дедайты. Ибо обычными восставшими трупами назвать их достаточно сложно, как никак они обладают каким-никаким сознанием, то называть их не мертвецами, а дедайтами будет более этично по отношению к этим созданиям.
Несомненно, нельзя не упомянуть и то самое “Неизведанное” зло, которое совсем не против напугать героев фильма. Оно не имеет какого-то конкретного облика - это просто пролет камеры, но пролет, от которого бегут все, кто его видит. Зрителю из-за этого тоже становится не по себе, он понимает, что вот это нечто и есть квинтэссенция зла, которая пугает больше, чем любое другое материальное, что есть на земле. Поэтому-то я его и назвал гипертрофированным - не саму оболочку, а идею, которую вложили в пролеты камеры. Мысль сделать такого антагониста была по-настоящему хороша, из-за чего использовалась неоднократно в будущем.
Актеры из этого фильма запоминаются достаточно плохо, скорее запоминаются определенные моменты с ними. Смех мертвой девушки Эша – Линды, пока сам Эш и его друг Скотт пытаются прийти в себя после всего случившегося с ними. Деревья-насильники, которые выместили свою похоть на Шерил, и некоторые другие сцены с отрубанием голов. Но культ вокруг Брюса Кэмпбелла только из этого фильма вряд ли получилось бы построить, его всем известная харизма появилась лишь во втором фильме.
Низкие бюджеты не давали фильму сильно разгуляться, на многом пришлось экономить, но Сэм Рейми сделал так, что небольшие деньги пошли только в плюс фильму, добавили ему некоторой брутальности и зловещности, что повергло зрителя в восторг. Первым фильмом Рейми определенно уже оставил свой отпечаток в культуре, но этот отпечаток увеличился куда сильнее в последующих частях, в которые с двух ног (что нельзя сказать про руки) врывается Эш.
II
Второй фильм вышел на экраны в 1987 году и оставил небольшое недоумение в голове у зрителя, выкинув все происходящее в первом фильме и создав новую историю, в начале которой есть только Эш и Линда (которую естественно и в этом фильме оставляют без головы). Не углубляясь в проблемы с авторскими правами на первую часть, сразу перейдем к истории.
Именно во второй части Эш – тот самый Эш, который всем нам хорошо знаком: комичная мимика, брутальность, глупость и конечно же сумасшествие. И в этом сумасшествии он не одинок, дом тоже съезжает с катушек наравне с ним. Интерьер хижины смеется, смеется вместе с главным героем, возводя все происходящее в фильме в фантасмагоричную, гипертрофированную форму, вызывая у зрителя противоречивые чувства.
Зло в лице дедайтов тоже приобретает более гипертрофированную форму, стоит только вспомнить то нечто из подвала, длинношеий распухший монстр, который, кажется, только и создан для того, чтобы зритель увидел, как с ним расправляется Эш.
И гипертрофированно в этой части буквально все, эмоции героев (не зря же нам показывают их близким планом), дедайты (отрубленная рука Эша, обладающая сознанием в том числе), сам интерьер, главный герой, и, конечно же, зло, скрывающееся за пролетами камеры.
Черную комедию фанаты первой части вряд ли ожидали, но эксперимент Сэма Рейми окупил себя с лихвой. Вся ирреальность, созданная режиссером, вся картина пропитана духом постмодернизма. Этот фильм не пытается учить высоким моралям, не пытается показать зрителю как правильно им надо действовать, этот фильм просто смеется, как и весь дом, над самим собой, над жанром ужасов в целом, именно в этом его особенность – это его отличительная черта, которая как раз и вывела его из разряда “заурядности”.
III
Третья часть переносит зрителя в фэнтезийный мир средневековья с пророчеством, злом и некрономиконом, где Эшу предначертано судьбой спасти всю землю от армии тьмы. Фильм по мнению многих вышел не очень удачным, особенно на контрасте со второй частью, для многих любимой во всей трилогии. Противных дедайтов здесь заменяют нелепые скелеты, сами локации здесь тоже менее устрашающи, да и в целом фильм стал похож на семейное кинцо, настолько, что его даже крутили по СТС.
Я полностью разделяю данное негодование, ведь вторая часть играла на контрасте ужасов и комедии, когда третья играет на стыке приключений и комедии, а к ужасам имеет весьма отдаленное отношение. Однако есть у него и достоинства, например, сам главный герой, который продолжает покорять сердца людей своей харизмой, находясь при это на грани безумия. Так же не стоит забывать, что именно этот фильм породил сериал, вышедший в 2015 году, который, как по мне, сохранил достоинства не только третьей части, но и первых двух.
Исходя из темы статьи, сложно что-либо еще сказать про Армию тьмы, Брюс Кэмпбелл – великолепно отыгрывают свою роль, юмор вполне себе разбавляет сию картину, безумность также перекочевала из второй части, поэтому не хочется заострять на нем внимание, остановимся на том, что, данная картина - не самая удачная в карьере режиссера, но при этом, влияющая на вселенную зловещих мертвецов достаточно сильно, чем и зарабатывает свой плюсик в копилку.
Трилогия, которую хочется пересматривать
Если объединить все сказанное выше, несложно догадаться почему же зловещие мертвецы обрели такой культовый статус в мире ужасов и комедии. Люди истосковались по таким фильмам, где их бы не просто пытались напугать, но еще попытались интегрировать во всю бредовость ирреального мира зловещих мертвецов, во всю гипертрофированность зла, которое несет реальную угрозу, но с такой же легкостью смеется над собой. До трилогии ужасов Сэма Рейми это мало кто пытался воплотить, да даже если и пытались, то не так качественно, как это сделал Рейми. Режиссер прекрасно понимал, что именно сделать, чтобы привлечь зрителя, вместе с этим экспериментируя с новыми идеями, как в техническом плане (пролеты камеры, ракурсы), так и в идейном (хитрые дедайты, харизматичный главный герой, дом посреди леса). В этом фильме есть что обсуждать, есть что подчерпнуть, есть над чем смеяться. Несмотря на свое содержание – это достаточно массовое кино, которое влечет своим безумием и черным юмором. Чего стоит один Эш в исполнении Брюса Кэмпбелла – без него фильм бы смотрелся не так бодро, а может быть и вовсе забылся, оставаясь в неизвестных фильмах категории “Б”. Есть актеры, которые держат планку фильма, но есть Брюс Кэмпбелл, который задает эту планку. Этому безумному актеру нужен такой же безумный, гипертрофированный мир, в общей фантасмагории которого герой чувствовал себя так, как будто он был создан для него, но, что более важно, чтобы в эту картину вовлечен был и сам зритель, наравне с Эшем, и фильм с этим прекрасно справляется.