Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. А тот, кто закладывает приманку, обычно не афиширует себя. Так же скромно поступило Министерство транспорта РФ, направив в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату РФ, Союз транспортников России и Общественную палату РФ доработанный проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. В сопроводительном письме сообщается, что проект доработан «на площадке Аппарата Правительства РФ». Оба документа – уведомление и текст проекта имеются в распоряжении «Околицы».
Напомним, что представленный Минтрансом проект Транспортной стратегии страны на предстоящие 15 лет был рассмотрен на заседании Правительства РФ 26 марта и отправлен на доработку.
В обновлённом варианте Транспортной стратегии России предполагается ввести бесплатный проезд в общественном транспорте. Надо полагать, после 2035 года. Звучит оптимистично и заманчиво – позволить россиянам ездить в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро, совершенно не заботясь об оплате. Сейчас такое право имеют герои России и герои труда, пенсионеры-ветераны труда и отдельные категории инвалидов.
Но объявленная цель отдаёт приманкой. И вот почему. Минтранс предлагает ввести бесплатный проезд населения в общественном транспорте при условии взимания платы с автомобилистов за проезд по дорогам общего пользования. В проекте стратегии-2035 названы даже сроки: начиная с 2025 года ввести плату за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций. Значит, и дороги должны стать платными, и въезд в города – тоже. Чем не мышеловка для всех автомобилистов? Купил машину – плати транспортный налог. Заливаешь бензин – платишь ещё за акциз. Отъехал от дома – индивидуального или многоквартирного, неважно – пошла плата за километры пути. Захотел заехать в город – снова плати, в другой город по соседству – опять плати. Выходит сыр получается совсем не бесплатным, а проплаченным не единожды. Вот такая замануха. Цена её, по подсчётам газеты «Коммерсант», превышает пять триллионов рублей только на пополнение и обновление парка общественного транспорта. А сколько ещё надо на строительство и поддержание автомобильных дорог и городских улиц?! Впрочем, это уже совсем другая тема…
Остаётся лишь добавить, что окончательный вариант проекта Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, по версии медиахолдинга РБК, может быть внесён в правительство в начале следующего года.
Дугар Санжиев, журналист ("Ух, дороги... Бесплатный сыр в мышеловке")