Знаменитый актер Анатолий Папанов, который стал одним из самых любимых зрителем артистов советского театра и кино, в годы Великой Отечественной войны был на фронте, в настоящих боях.
«А СМОЖЕШЬ?»
До конца жизни он помнил разорвавшийся рядом с ним снаряд, ставший последним для него - двадцатилетнего старшего сержанта пехоты Анатолия Дмитриевича Папанова.
- Какие-то доли секунды, а потом пламя и провал, - рассказывал потом актер-фронтовик. После этого, для него, молодого парня, мечтавшего о сцене, наступили новые тяжелые времена: долгие скитания по госпиталям, получение инвалидности, выбор дальнейшего жизненного пути в Москве.
Папанов все-таки решил податься в ГИТИС, хотя шансов было немного, но было желание и огромная сила воли. Там педагог Михаил Михайлович Тарханов спросил опиравшегося на трость парня – «Сможешь?». «Да», - коротко и уверенно ответил Папанов.
И он смог: стал Народным артистом СССР, известнейшим актером советского театра и кино: «Живые и мертвые», «Наш дом», «Белорусский вокзал», «Холодное лето пятьдесят третьего». Он одинаково талантливо исполнял роли комедийные и драматические. Вспомните комедии «Бриллиантовая рука», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «12 стульев», «Джентльмены удачи» и многие другие.
ОН СЕРЬЕЗЕН, А ЗРИТЕЛЬ СМЕЕТСЯ
Персонаж Папанова, как правило, серьезен и сосредоточен на своих проблемах. Чего же тут смешного? Но зритель смеется, а реплики уходят в народ. На счету актера больше сотни ролей в театре и кино.
- Я не отдаю предпочтение одному виду искусства – сценическому или же экранному, они у меня уживаются довольно неплохо, - рассказывал актер в 1982 году. – Но к кино у меня особая любовь, ведь именно тут я сыграл, которая расширила мои собственные представления о моих возможностях. Это роль генерала Серпилина.
По словам Анатолия Дмитриевича, кино подарило ему знакомство с прекрасными и талантливыми людьми.
АКТЕР С ДОВОЕННЫМ СТАЖЕМ
Почему же именно кино, сложное явление, куда с детства стремился Папанов. По словам самого актера, в кинематограф он влюбился в детстве. Еще мальчишкой он по многу раз пересматривал в 30-е годы фильмы «Чапаев», «Семеро смелых», «Цирк», «Веселые ребята». Любовь Орлова и Борис Бабочкин были его любимыми актерами. Тогда школьники воспитывались на прекрасных примерах, которые подавали мастера экрана.
- Позже я из зрителя перешел в актеры, самозабвенно снимаясь в картинах «Суворов», «Степан Разин», «Минин и Пожарский». Правда, это было участие в массовых сценах. Как-то пересмотрел «Подкидыш», немало усилий понадобилось, чтобы найти себя в толпе на вокзале. Но я по праву считаюсь актером с довоенным стажем, - вспоминал много позже Анатолий Папанов.
«СПАСИБО, СЫНОК, ЗА ТВОЕГО СЕРПИЛИНА»
В 1960 году, когда актеру было почти 40 лет, Григорий Александров дал ему небольшую немую роль адъютанта в фильме «Композитор Глинка», а через год режиссер Эльдар Рязанов позвал Папанова в фильм «Человек ниоткуда», их сотрудничество продолжилось в фильмах «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля». Но главной ролью тех лет для актера стал комбриг Серпилин, о котором уже упоминал Анатолий Дмитриевич.
- Это была первая роль такого плана. Все, что связано с войной, для меня, бывшего фронтовика, никаким годам не отдалить. Когда я познакомился с Серпилиным на страницах романа Константина Симонова, меня охватило волнение, сопровождавшее меня на первых съемках этого фильма. Вспоминая своего героя, невольно думаю о многих людях, которых встретил на своем пути. В итоге для себя с признал в нем старого мастера, который учил меня на Втором подшипниковом заводе, где я до армии работал токарем, и главного хирурга военного госпиталя, где я лежал в тяжелом состоянии. Серпилин вобрал в себя черты характера многих дорогих мне людей, - рассказывал позже Папанов.
По словам актера, они с его героем – люди совершенно разные, но их объединяло ощущение войны, горя миллионов людей, жестких фронтовых будней.
Во многих героях Анатолия Папанова прослеживается тема патриотизма и гражданской ответственности человека. Сам актер понимал патриотизм, как благородство в отношениях с близкими людьми, преданность труду, семье и бескорыстие.
Что касается героев, которых Папанов играл в кино, то в каждом из них актер искал то, что отличает этого человека от других, чем он запомнится другим. Это одинаково важно и для театра, и для кино.
- Найденное в театре никогда не было помехой в творчестве киноактера. Надо только, чтобы эти «находки» рождались из яркого, активного внутреннего состояния, - говорил Анатолий Дмитриевич. – Этой истине тысяча лет. Все сводится в итоге к тому, есть правда на экране или ее нет. Вот, когда показали «Живых и мертвых» в Центральном доме Советской Армии, ко мне подошел старый генерал и сказал: «Спасибо, тебе сынок, за твоего Серпилина».
Актер стоял перед генералом почти по стойке «смирно», хотя ему уже пятый десяток шел, а в тот момент он чувствовал себя 19-летним сержантом. Тот генерал улыбнулся и сказал: «Вольно, сынок, вольно». И, отдав актеру-фронтовику честь, ушел.
Подписаться на канал «КиноНытик»