Историю, значит, я веду в 8 классе. Начали с "зарубежки". Восемнадцатый век. Рассказываю параграф, а там про Даниеля Дефо, Джонатана Свифта и других людей мировой литературы изучаемого периода.
- Что написал Даниель Дефо?
Нет. Ответа.
- Не знаете?
- Мы не знаем, кто такой Даниель Дефо.
- "Робинзон Крузо" он написал. Читали?
- Нет еще, - ответили мне ученики, а у меня этакий флешбек в прошлое.
И вот это самое "еще нет" каким-то удивительным образом вернуло меня в детство, в котором было место книгам, где "еще нет" звучало бы также неожиданно, как сегодня "давно уже".
- Слышали хотя бы про Робинзона Крузо?
- Слышали. Он вроде бы на острове жил.
Я начал рассказывать краткий сюжет, а дети слушали меня. Им было интересно.
- А Джонатан Свифт что написал?
- Сейчас в учебнике посмотрим.
- Нет, не нужно смотреть, "Путешествие Гулливера" он написал.
- Это он где к лилипутам попал?
- Ну да, а еще другие.
Напомнил им содержание первых двух путешествий, хотя сам читал в последний раз еще в прошлой жизни. Без подробностей рассказал, конечно, так как сам уже не всё помню.
***
Дети перестали читать. Время сейчас такое, что есть гораздо больше развлечений, которые будут поинтереснее чтения. Даже само выражение "читать ради удовольствия" сегодня звучит как-то диковато.
- Так ведь в параграфе аж восемь страниц! Это же много! - частенько говорят школьники.
Восемь страничек и это много. И это в старших классах. Честно говоря, я не могу перестроиться. Как-то всё это быстро произошло - читали, читали, читали, а потом, бац, и перестали читать. Когда это произошло? На стыке нулевых и десятых?
Библиотекарь в сельской библиотеке говорит, что сейчас к ней приходят только за книжками, которые нужны по программе. А выражение, типа, "Дайте мне "Три мушкетера"", или "А есть у вас "Таинственный остров", она слышала много лет назад. Особенно от детей.
Нужно ли читать в нашем современном мире? Мне кажется, что нужно. Иначе пройдет еще несколько лет и мы будем с вами разговаривать на примитивном языке:
- Э, короче, там он, мужик какой-то, кто-то изобрел, эту самую прялку что ли. И они там давай делать шерсть много. Богатство, деньги, еще чего-то. Я так-то читал. Ничего не понял. Как бы. Вот. Так.
Ради интереса я смотрю в Ютубе передачи "До 16 и старше" и "Марафон 15". Смотрю, как говорят дети. Отличная речь. Выражают свои мысли очень четко. Да и ведущие молодцы - они именно беседуют с подростками, а не тупо задают вопросы.
И мне кажется, что чтение дает большой толчок в развитии речи. Даже отъявленные "двоечники" в любом случае читали газеты, читали и "интересные книженции".
А сегодня что? Даже текстовый блогинг, популярный в нулевых, искореняется видеоблогингом, в котором читать и думать не нужно.
В формировании красивой и правильной речи, конечно, принимает участие и школа. Но только речь всё больше заменяется тестированием, где нужно выбрать правильный ответ. Теперь у нас немножечко другой принцип - теперь мы учим информацию находить. Но вот только информацию находит не человек, а Яндекс или Гугл. А тут много ума и не надо.
Зачем сегодня знать, кто такой Робинзон Крузо? Без этой информации запросто можно прожить. Не будут же школьники смотреть фильм с Леонидом Куравлевым. Про Гулливера с лилипутами чего-то слышали, так как кто-то смотрел фильм, возможно даже 2010 года. И без этого тоже можно прожить.
"Телевизор мне природу заменил" - пел раньше кот Матроскин.
Сегодня пора уже петь:
"Научно-технический прогресс мне уже всё заменил".