Найти тему
Штуки из труб

Почему навигацией в московском метро неудобно пользоваться. Сравниваю дизайн указателей в Москве и Санкт-Петербурге

И неудобно – это еще слабо сказано. На некоторых станциях московского метро навигацией просто нереально пользоваться. Смотрите сами.

Как вы считаете, в какую сторону вам нужно направиться?

Навигации просто нет. В погоне за внешней красотой и минимализмом разработчики создали пространство, в котором просто неудобно искать путь. Фото автора
Навигации просто нет. В погоне за внешней красотой и минимализмом разработчики создали пространство, в котором просто неудобно искать путь. Фото автора

Правильно, это узнать быстро не получится. Вам, как и другим людям, придется разыскивать указатели со станциями между колоннами, мешая спешащим по своим делам людям. Вместо того, чтобы разместить указали станций в самых видных местах по ходу движения потоков, разработчики этой «гениальной» (нет) навигации спрятали их с глаз подальше.

Указатели спрятаны среди колонн. Такой своеобразный квест, в который приходится играть всем, спустившимся в метро. Фото автора
Указатели спрятаны среди колонн. Такой своеобразный квест, в который приходится играть всем, спустившимся в метро. Фото автора

Объясню людям, которые далеки от дизайна. Навигация в общественных местах должна быть понятна любому человеку с первого взгляда, прохожий должен сходу, бросив беглый взгляд на указатель, понимать, куда ему идти. А уж в таком месте, как метро, куда спускаются миллионы людей, каждая деталь навигации должна быть продумана до мелочей, потому что от этого зависит, будут ли огромное количество людей сбиваться с пути, создавая пробки. Вы, наверное, каждый день встречаете людей, которые мечутся по станции в поисках хоть каких-то указателей или схемы метро.

А вот эта вывеска размещена по ходу движения (да, не всех станциях в столице указатели спрятали), но сможете ли вы сразу сказать, какая станция идет после Новослободской? Киевская или Белорусская? Уверен, что многие подумают, что Киевская, потому что люди обычно читают слева направо.

А ведь достаточно было предусмотреть всего лишь разделительную черту, чтобы было очевидно, что перечисление идет колонками, а не строчками. Фото автора
А ведь достаточно было предусмотреть всего лишь разделительную черту, чтобы было очевидно, что перечисление идет колонками, а не строчками. Фото автора

Сравните. Это навигация в петербургском метро (был там в начале сентября на инженерной выставке), здесь всего ничего станций, но разработчики позаботились о том, чтобы было удобно ориентироваться, отметив цветом и разделив направления.

Навигация в питерском метро гораздо человечнее. Может быть, она не такая изящная и современная, как в Москве, но ею реально удобнее пользоваться. А ведь это главное. Фото автора
Навигация в питерском метро гораздо человечнее. Может быть, она не такая изящная и современная, как в Москве, но ею реально удобнее пользоваться. А ведь это главное. Фото автора

Я был в питерском метро всего несколько раз, но у меня ни разу не возникло каких-либо трудностей в поиске нужных указателей. В московском метро я бываю постоянно; и я путаюсь в навигации на незнакомых мне станциях. Такое ощущение, что дизайн делал человек, который сам не пользуется метро.

Это навигация в Санкт-Петербурге. Все ясно и понятно. Фото автора
Это навигация в Санкт-Петербурге. Все ясно и понятно. Фото автора
Тоже все очень доходчиво расписано. Не заблудишься. Фото автора
Тоже все очень доходчиво расписано. Не заблудишься. Фото автора

Был удивлен, но в Питере до сих пор в ходу металлические жетоны. Оставил себе один на память.

В питерском метро до сих пор используют металлические жетоны. Фото автора
В питерском метро до сих пор используют металлические жетоны. Фото автора

Кстати, никогда не понимал этот знак. Когда вижу такую перечеркнутую картинку, думаю, что запрещены люди у стены. Не прочитав надпись «Не прислоняться», никогда бы не догадался, о чем хотел сказать дизайнер.

Уж лучше вообще без картинки использовать одну текстовую надпись, чем такое неочевидное изображение. Фото автора
Уж лучше вообще без картинки использовать одну текстовую надпись, чем такое неочевидное изображение. Фото автора

Хорошая навигация понятно и местному жителю, и иностранцу. Для Москвы, как вы понимаете, это важно. Но в случае со столицей навигация, к сожалению, почти не работает. На некоторых станциях ситуация настолько плачевна, что люди просто могут выйти на улицу вместо перехода на другую станцию. Как например, на станции Проспект Мира.

Про навигацию по сторонам света (юг, север и так далее) даже не буду, это настолько чуждый для меня способ ориентации под землей, что и обсуждать тут нечего. Я что, должен компас с собой носить или по мху определять направление? Вероятнее всего, это просто скопировали с американской системы, не вдаваясь в подробности того, что у них многие вещи заточены под это, у нас нет.

Надеюсь, хоть когда-нибудь навигацию сделают удобной. Хотя бы на уровне той, что уже была не так давно в Москве.

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь – чтобы не пропустить новые публикации.