ЧАСТЬ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАПАДА
«Убивайте всех! Господь отличит своих.» Легат Альбигойского крестового похода Арнольд Альмори де Сито (Осада г. Безье, 1209 г.)
Приведенная цитата, уже давно приписывается Арнольду де Сито, бывшему духовным лидером Альбигойского похода. Приведена она по следующим соображениям.
На пересечении 12-го и 13-го веков в Западной Европе шел процесс экспансии сложившихся европейских наций. Время образования, которых приходится на период ухода с исторической сцены династии Каролингов (Л.Н. Гумилев «Этногенез и биосфера земли»). Период нахождения у власти Каролингов (751 г. – 987 г.) составил 236 лет. Именно на этот отрезок времени приходится «запуск» процессов формирования современных западноевропейских наций, в основном сложившихся к середине 11 века. Именно к этому моменту окончательно вызрел антагонизм между Римско-католической церковью и Византийским христианством. Силы экспансии, вызванные рождением народов Западной Европы, на тот момент еще не наций, интересны не сами по себе. А во взаимосвязи всего процесса истории Европы и Мира, линии преемственности Истории.
Дополнительно, само по себе «приписывание» тех или иных воззваний, надолго и накрепко пронизывающих многие и многие стороны жизни (вспомните, данная фраза была включена еще в советские учебники истории), становиться лозунгом и неотъемлемой характеристикой исторического периода. А значит и в некотором смысле активным фактором воздействия. А может быть нет? Давайте разберемся.
1.1. Прованс.
Не буду утомлять читателя детальным описанием причин и нюансов Альбигойского крестового похода. Предлагаю использовать самую простую причинно-следственную оценку и метод сопоставления. Для того же, чтобы не уйти в сторону (обеспечить актуальность и адекватность), будем исходить из цели нашего краткого исследования – поиск обоснованной оценки основы идеологии современной западной цивилизации, и подкрепление такой оценки непротиворечивой версией.
Итак, общепризнанной целью вышеупомянутого крестового похода было искоренение «альбигойской ереси» или катаризма - христианского духовного движения. Возникшего в семидесятых годах 12 века в Ломбардии и Лангедоке (южная Франция), а также в северной Италии, южной и северной Германии. Наиболее сплоченными представителями этой секты были города южной Франции, а именно города Прованса. Возникновение этих движений связывают с проповедью константинопольского епископа Ницетаса (Никиты), посетившего Ломбардию и Лангедок. Отличия этой «ереси» от установленных римскими папами и епископами церковных правил и догм, сводились к незначительным отклонением в проведении обрядов, но главным было неприятие централизации папской власти. Которое проявлялось в отказе подчиняться папе, непринятии выплат в папскую казну церковных сборов и отрицание права церкви распоряжаться земельной собственностью. Но это и не так важно. Важнее то, что борьба с ересью на территории Западной Европы, пересекалась с освобождением Пиренейского полуострова от исламского владычества (реконкиста), а также осуществлением политики укрепления папской власти и национальными движениями появившихся новых народов, некоторые из которых восприняли альбигойство. К последним народам относились провансальцы. Имеющие отличительные, хотя и во многом схожие с северофранцузской народностью, особенности языка, происхождения и культуры.
Таким образом, интересующее нас движение взаимной борьбы (католиков и еретиков) пересеклось другими процессами (формальный раскол христианства на католичество и православие произошел немного позднее в 1274 г.). Причем эти процессы частично накладывались друг на друга, что хоть и затрудняет предпринятый нами анализ, но не делает его невозможным.
Прямым следствием борьбы с этим еретическим движением было введение инквизиции на территории Франции и северной Италии. Закончившейся, в конечном итоге, ассимиляцией остатков провансальцев и централизацией власти во Франции к 14 веку.
«А был ли мальчик?» Так говорил папский легат то, что ему приписывается или нет? Документов, на этот счет мужи исторической науки не представили. А нужны ли такие документы в данном конкретном случае?
Дело № 20/80, обвиняемый – гражданин де Сито, пардон, его священство.
Существует, так называемый, логический закон «20/80». Суть которого в следующем. В очень и очень многих случаях, позволяющих давать эмпирические (логические индивидуально разработанные методы анализа, использующие причинно-следственные зависимости) оценки, где «двадцать процентов» причин определяют «восемьдесят процентов» результата. Естественно, в число этих «двадцати процентов» относятся наиболее значимые причины, а не случайным образом выбранные из всех причин. Способов такого выбора может быть множество, но главное - в умении спрогнозировать влияние того или иного фактора на результат. Данный закон проистекает из здравого смысла, который подсказывает нам, что при сборе данных о том или ином исследуемом объекте (явлении или процессе) наступает момент, когда собранных данных необходимо и достаточно, а затраты на дополнительные данные перекрывают вклад, который они принесут. Данный закон также стар, как и человеческий рассудок. И каждый, повторяю каждый, из нас им пользовался. Просто большинство из скромности его прямо не формулировало, а меньшинство использовало его неосознанно. Прошу не спорьте, это правда. В противном случае, для решения любой повседневной задачи, каждый из нас «входил бы в ступор» собирая и собирая все новые и новые факты, детали, гипотезы, чужие мнения и прочее, и прочее.
Конечно при использовании этого закона в отношении сложных объектов исследования, необходимо использование тех значимых причин, которые проходят через весь анализируемый массив данных, то есть не являются вырванными из контекста. А сложный объект отличается от простого всего лишь большим количеством составляющих. Это, правда, иногда приводит к тому, что сумма включений сложного объекта не равна самому объекту. Эффект синергии или закон диалектики о переходе количества в новое качество. Тоже очень естественно для понимания – связи между составляющими сложного объекта, сами по себе являются объектами и оказывают свои влияния, а еще и некоторая сумма включений может представлять некий «сплав», то есть совершенно новый объект со своими особыми характеристиками.
Аббат де Сито (на тот момент он был аббатом), якобы, произнес данную фразу на вопрос одного из руководителей похода «Как нам отличить верных христиан от еретиков?». Город Безье защищали как альбигойцы, так и находившиеся там «верные христиане» (католики), которых было не меньше количества еретиков, но все они были провансальцами. Существует документально подтвержденный факт (в письмах самого «обвиняемого» папе Иннокентию Третьему) о сожжении всех пленных провансальцев, отказавшихся отречься от ереси. Ссылка на данное письмо содержится в 216-ом томе "Латинской патрологии" аббата Жак-Поля Миня. Двадцать тысяч жителей было уничтожено, город разграблен и сожжен. Пощадили пленных, отказавшихся от альбигойской ереси. Сколько именно? Трех женщин.
Для уточнения произошедшего необходимо еще сказать, что территория Прованса подпала под власть Рима раньше остальной части Франции. До этого присоединения Прованс был продолжением колонии финикийцев и греков Массилией (Марсель, ок. 600 г.д.н.э.), Никкайей (Ницца), основанных в окружении местных кельтско-иберских племен. После падения Рима, Прованс испытал нашествия готов и вандалов. Был еще недолгий период с 20-х годов 8 века владычества мавров (арабских и берберских мусульманских народов), пришедших из Северной Африки через Пиренеи и период независимого королевства Прованс. А с 11 века Прованс входил в Священную Римскую империю. Провансальский язык (наречие) относится к окситанским языкам романской группы языков, к которым относится также и гасконский язык (вспомните Д’Артаньяна). Может быть, поэтому предки современных французов считали провансальцев «чужими».
Так говорил или нет? Вопрос не корректен. Он так думал и был твердо уверен в своей правоте. Может быть, «обвиняемый» был глубоко религиозным человеком, таким образом, стремившийся приблизить приход Царства Божия? Помните: «…сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Мф.22,44)»?
Давайте приведем цитату св. Августина (354 – 430 г.н.э.), учения которого господствовали в Западной Европе до конца 13 века и во многом вошли в качестве основы через католицизм в ментальность западноевропейцев: «Люби Бога и делай все, что хочешь». Учение св. Августина (епископа Иппонского), признаваемого, кстати, и православной церковью, представляло развитие учение Платона и частично Аристотеля, и в качестве одной из главных мыслей являло идею любви к Богу, через которую все остальные человеческие проявления сами по себе были уже богоугодными.
Краткий обзор действий аббата по «наведению наряда» во Франции, демонстрирует постоянные дрязги его со своими единомышленниками из-за главенства и власти над городами и захваченными владениями, проигравших баронов. То есть «золотой телец» и властолюбие пребывали в нем и заставляли его даже рисковать жизнью своей и зависимых от него «верных христиан». Это напоминает смирение и любовь? Скорее «алкание» правды, но какой правды? Той ли правды, которая ведет к Истине? Мотивация обвиняемого начинает проясняться, следствия деятельности обладателя этой мотивации вопият, можно сказать. И никакие должности духовного наставничества, близость к «святому престолу» папы, заламывание рук с провозглашением цитат святых Апостолов этого не скроют. Это был целенаправленный, жестко прагматичный в своей сути и безжалостный геноцид в отношении народа, желавшего сохранить свою самость и противодействовавшего попыткам «включить» его культуру в виде ксении (нейтрального включения) или симбиоза (положительного включения) в западноевропейскую культуру. То есть фраза «Убивайте всех! Господь отличит своих» явилась действительным отражением сознания современников «обвиняемого» в осуществляемой экспансии.
Ну что же, «в семье - не без урода», скажут некоторые. И будут совершенно правы, если бы не одно маленькое уточнение. Становление большинства современных западноевропейских наций сопровождалось почти повсеместно геноцидом. А может быть, и никакого геноцида не было, а было просто-напросто культурное включение «отсталых» народов в Великую Западную цивилизацию?
Давайте же хоть чуточку приблизимся к пониманию этого уточнения. И сразу договоримся, что исследуя абсолютно любой объект в нашем общении, под исследованием мы будем понимать проникновение в Суть этого объекта, то есть вскрытия его целей (мотивации), методов достижения таких целей и подтверждение своих выводов результатами действия носителя этих целей, конечно же, основанными на фактах и только на них. Полученные же результаты деятельности этих объектов, дабы никого не ущемить, мы будем сопоставлять с провозглашаемыми жизненными приоритетами (императивом) современных потомков западных народов (при данном исследовании). Может быть, это кого-то не устроит. Ну конечно, время-то было другое, эпоха такая была, да? Ну, тогда давайте возьмем христианские ценности. Все-таки они возникли более 2000 лет назад, и христианство было господствующей религией, во имя ценностей которой и действовали наши объекты исследования. К тому же это будет соответствовать строгому математическому правилу «приведения к общему знаменателю». При ближайшем рассмотрении эти ценности совпадают? Просто слово «Бог» заменили на развитие, под которой понимают «свою» демократию, а сатану - на «империи зла», «не гуманность», деспотизм и терроризм. Ну, и отлично, продолжим.
Давайте бегло осмотрим периферию западной цивилизации.
Продолжение следует...
предыдущая глава (суть истории как явления)