Найти тему
На родимой стороне

Его арестовали на машине, которую он создавал. Памяти директора ГАЗ Дяконова Сергея Сергеевича

Многие жители Нижнего Новгорода знают улицу Дьяконова, которая находится в Автозаводском районе. Она постоянно на слуху, являясь одной из самых оживлённых в городе. Но мало кто знает, что за человек Сергей Сергеевич Дьяконов.

Директор Горьковскоого автозавода  Дьяконов Сергей Сергеевич.  До войны, Орден Ленина за просто так не давали. Яндекс Картинки
Директор Горьковскоого автозавода Дьяконов Сергей Сергеевич. До войны, Орден Ленина за просто так не давали. Яндекс Картинки

Хотелось бы привести цитату из статьи Колесниковой Н. Арестованного Дьяконова увезли в «Эмке», которую он же и создал // Автозаводец. – 1998. – 24 нояб. – С. 2

Мы знаем — даже в лицо — конструкторов автомобилей: Бенц, Порше, Иссигонис, Грачев, Соловьев, Липгарт. Их биографии легко найти на страницах наших многочисленных теперь автомобильных журналов.
И почти ничего не знаем об организаторах производства, о тех, кто воплощал конструкторские идеи в жизнь.

Правильно сказано! Мы не знаем много и многих. А ведь именно с них должны брать пример, в том числе и с Сергея Сергеевича Дьяконова (1898-1939), второго директора завода ГАЗ с 1932 по 1938 год. Благодаря его усилиям завод превратился в лидера индустрии.

Знаменитая "Полуторка". Яндекс Картинки
Знаменитая "Полуторка". Яндекс Картинки

Знакомясь с биографией Сергея Сергеевича, в глаза бросается тот факт, что за свои не полные 40 лет жизни, он постоянно находился на различных руководящих должностях. На фронтах Гражданской войны он командир артиллерийской бригады, а после неё;

....в 24 года - секретарь партбюро Ленинградского политехнического института, член Ленинградского Совета депутатов, в 25 лет - заместитель начальника понижающей подстанции Волховстроя, в 30 - директор котлотурбинного института, в 31 год - замес­титель начальника управления автотрактор­ной промышленности - ГУТАП (ВАТО), в 33 - директор Горьковского автозавода.

Время требовало быстрых решений и молодых специалистов. Грамотные руководители быстро поднимались по лестнице управления. Государство доверяло им, а они тем самым реализовывали план индустриализации. Но нельзя сказать, что эти высокие места доставались просто так. Дьяконов получил серьёзное образование, окончив гимназию в г. Серпухов и Ленинградский политехнический институт. А на ГАЗ его отправили для того, чтобы он приложил свой организаторский опыт и коренным образом переломил ситуацию на заводе, который никак не мог начать массовый выпуск автомобилей.

За 6 лет руководства заводом, Дьяконов и его команда освоили 17 моделей и модификаций автотехники, а к концу 30-х годов ГАЗ выпустил 450 тысяч машин.

ГАЗ-М1. В обиходе её назвали "Эмка". Яндекс Картинки
ГАЗ-М1. В обиходе её назвали "Эмка". Яндекс Картинки

На предприятие привлекались как отечественные специалисты, так и зарубежные. Перенимался опыт мирового машиностроения. А что самое главное, на заводе стала формироваться конструкторская школа, которая, в последующие годы, заложит основу развития ГАЗа.

Еще одной, и не менее важно, стороной работы Сергея Сергеевича было создание бытовых условий для рабочих завода. Именно при нём начинает отстраиваться Автозаводский район. И видя монументальные здания "Соцгорода", понимаешь, что всё делалось на века! Основательно!

Фаина Ильинична Клибанова (в те годы ведущий специалист по окраске автомобилей) вспоминала: "Мне только раз посчастливилось присутствовать на совещании, которое проводил Дьяконов. Запомнился один вопрос, который на нем решался. Речь шла о том, как оформить дорогу от Соцгорода к заводу и как озеленить завод. "Никаких заборов, высадить кустарник и деревья вдоль тротуаров, а на площадке завода разбить сад, посадить цветы". Такое решение диктовал директор, глаза его при этом сверкали, он видел уже этот завод-сад и чудесные липовые аллеи вдоль тротуаров Соцгорода, и высокие деревья, и множество цветов".

Эти воспоминания дают понять, что у директора были прогрессивные взгляды на организацию рабочего пространства. И его трудами, мы до сих пор любуемся.

18 июля 1938 года, его арестовали в г. Москва, когда он возвращался из Минавтопрома. Люди, которые его брали, были на ГАЗ М-1, знаменитом легковом автомобиле "Эмке". Из всей информации, которая известна о его деле, становится ясно, что он пал жертвой репрессий, которые начались, в промышленности, после смерти Орджоникидзе. Сначала Дьяконова увольняют с ГАЗа, за формулировкой о допущении ошибок в кадровой политике (на заводе "выявили" более 100 "врагов народа"), браке продукции и не выполнении плановых показателей. И только через три месяца арестовывают. Органы боялись реакции рабочего коллектива завода.

Видимо, кто-то активно свёл счёты с директором. Мало ли может быть недовольных. Но факт остаётся фактом, загубили ЧЕЛОВЕКА.

Вечная память! Человеку-патриоту и энтузиасту! Вот у кого надо учиться нынешним управленцам, а не ныть, что это не можем то не можем.

Понравилась статья? Подписывайтесь и читайте уже опубликованные материалы!!!

А также ставьте лайки, поддержите канал!