Многие жители Нижнего Новгорода знают улицу Дьяконова, которая находится в Автозаводском районе. Она постоянно на слуху, являясь одной из самых оживлённых в городе. Но мало кто знает, что за человек Сергей Сергеевич Дьяконов.
Хотелось бы привести цитату из статьи Колесниковой Н. Арестованного Дьяконова увезли в «Эмке», которую он же и создал // Автозаводец. – 1998. – 24 нояб. – С. 2
Мы знаем — даже в лицо — конструкторов автомобилей: Бенц, Порше, Иссигонис, Грачев, Соловьев, Липгарт. Их биографии легко найти на страницах наших многочисленных теперь автомобильных журналов.
И почти ничего не знаем об организаторах производства, о тех, кто воплощал конструкторские идеи в жизнь.
Правильно сказано! Мы не знаем много и многих. А ведь именно с них должны брать пример, в том числе и с Сергея Сергеевича Дьяконова (1898-1939), второго директора завода ГАЗ с 1932 по 1938 год. Благодаря его усилиям завод превратился в лидера индустрии.
Знакомясь с биографией Сергея Сергеевича, в глаза бросается тот факт, что за свои не полные 40 лет жизни, он постоянно находился на различных руководящих должностях. На фронтах Гражданской войны он командир артиллерийской бригады, а после неё;
....в 24 года - секретарь партбюро Ленинградского политехнического института, член Ленинградского Совета депутатов, в 25 лет - заместитель начальника понижающей подстанции Волховстроя, в 30 - директор котлотурбинного института, в 31 год - заместитель начальника управления автотракторной промышленности - ГУТАП (ВАТО), в 33 - директор Горьковского автозавода.
Время требовало быстрых решений и молодых специалистов. Грамотные руководители быстро поднимались по лестнице управления. Государство доверяло им, а они тем самым реализовывали план индустриализации. Но нельзя сказать, что эти высокие места доставались просто так. Дьяконов получил серьёзное образование, окончив гимназию в г. Серпухов и Ленинградский политехнический институт. А на ГАЗ его отправили для того, чтобы он приложил свой организаторский опыт и коренным образом переломил ситуацию на заводе, который никак не мог начать массовый выпуск автомобилей.
За 6 лет руководства заводом, Дьяконов и его команда освоили 17 моделей и модификаций автотехники, а к концу 30-х годов ГАЗ выпустил 450 тысяч машин.
На предприятие привлекались как отечественные специалисты, так и зарубежные. Перенимался опыт мирового машиностроения. А что самое главное, на заводе стала формироваться конструкторская школа, которая, в последующие годы, заложит основу развития ГАЗа.
Еще одной, и не менее важно, стороной работы Сергея Сергеевича было создание бытовых условий для рабочих завода. Именно при нём начинает отстраиваться Автозаводский район. И видя монументальные здания "Соцгорода", понимаешь, что всё делалось на века! Основательно!
Фаина Ильинична Клибанова (в те годы ведущий специалист по окраске автомобилей) вспоминала: "Мне только раз посчастливилось присутствовать на совещании, которое проводил Дьяконов. Запомнился один вопрос, который на нем решался. Речь шла о том, как оформить дорогу от Соцгорода к заводу и как озеленить завод. "Никаких заборов, высадить кустарник и деревья вдоль тротуаров, а на площадке завода разбить сад, посадить цветы". Такое решение диктовал директор, глаза его при этом сверкали, он видел уже этот завод-сад и чудесные липовые аллеи вдоль тротуаров Соцгорода, и высокие деревья, и множество цветов".
Эти воспоминания дают понять, что у директора были прогрессивные взгляды на организацию рабочего пространства. И его трудами, мы до сих пор любуемся.
18 июля 1938 года, его арестовали в г. Москва, когда он возвращался из Минавтопрома. Люди, которые его брали, были на ГАЗ М-1, знаменитом легковом автомобиле "Эмке". Из всей информации, которая известна о его деле, становится ясно, что он пал жертвой репрессий, которые начались, в промышленности, после смерти Орджоникидзе. Сначала Дьяконова увольняют с ГАЗа, за формулировкой о допущении ошибок в кадровой политике (на заводе "выявили" более 100 "врагов народа"), браке продукции и не выполнении плановых показателей. И только через три месяца арестовывают. Органы боялись реакции рабочего коллектива завода.
Видимо, кто-то активно свёл счёты с директором. Мало ли может быть недовольных. Но факт остаётся фактом, загубили ЧЕЛОВЕКА.
Вечная память! Человеку-патриоту и энтузиасту! Вот у кого надо учиться нынешним управленцам, а не ныть, что это не можем то не можем.
Понравилась статья? Подписывайтесь и читайте уже опубликованные материалы!!!
А также ставьте лайки, поддержите канал!