Найти тему
Андрей Тарасевич

Не используйте удельные показатели эффективности

Уинстон Черчилль как-то сказал

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Причина такого мнения проста – это плюрализм мнения людей, большая часть которых не способны управлять не только государством, но и собственной жизнью.

 Яндекс картинки
Яндекс картинки

Точно так и с удельными показателями эффективности (далее УПЭ) предприятий. Все их используют, потому, что это просто и привычно. Но нет ничего хуже и не объективнее, чем они.

Из презентации моего наставника и учителя Вильяма МакЛафлина
Из презентации моего наставника и учителя Вильяма МакЛафлина

Вот первый пример. Сборочное производство японских легковых автомобилей в Европе. На диаграмме потребление тепловой энергии на единицу продукции. Тепловая энергия в основном используется малярным цехом для окраски и сушки кузовов автомобилей.

Автосборочное производство
Автосборочное производство

После кризиса в 2008 году массовое производство малолитражек класса А сократилось и на смену им завод запустил выпуск люксовых внедорожников с большими кузовами, покупатели которых не исчезли, естественно в меньшем количестве. Можно ли сказать, что эффективность в 2009 году ухудшилась?

Следующий пример. Производство пасты (макарон) и хлеба для сэндвичей.

Плановый KPI (зеленая линия) установлен собственником
Плановый KPI (зеленая линия) установлен собственником

Фабрика молодая и за 3 года регулярно вводились в производство новые линии. Объем продукции рос, УПЭ снижался. Однако при аудите предприятия выяснилось, что даже во время простоев оборудование не отключалось и работало вхолостую (2 котла, 2 компрессора, все освещение склада независимо от отгрузок, вся приточно-вытяжная вентиляция и чилеры и др). Все потребление предприятия было почти постоянным и не зависело от производства.

Кроме того, энергоемкость этих видов продукции соответственно 2,5% и 5%. Любое изменение производства должно влиять на УПЭ предприятия.

Следующий пример металлургическое производство.

УПЭ в апреле ниже (лучше) чем в декабре
УПЭ в апреле ниже (лучше) чем в декабре

Сравниваем потребление газа на тонну продукции.

Казалось бы, чем меньше удельный показатель, тем лучше. Однако

Аналитическая модель разделяющая постоянное и переменное потребление газа
Аналитическая модель разделяющая постоянное и переменное потребление газа

Низкий УПЭ - это всего лишь заслуга отдела продаж, который получил в этом месяце больше заказов от покупателей. Разложив потребление газа на постоянную составляющую, на собственные нужды (отопление, столовая и тп) и переменную составляющую, зависящую от объема производства, получаем прямую на графике. И точка потребления в апреле оказывается выше этой прямой, значит переменные затраты на производство продукции были больше чем в декабре. Кого хвалить? Технологов или отдел сбыта?

-8
Но главный недостаток применения УПЭ в том, что вы не можете постоянно контролировать эффективность. Для этого требуется иметь данные по производству продукции, известные, как правило, по окончании периода (месяца). А значит, не можете управлять потреблением ресурсов, а только констатировать в конце месяца свою низкую результативность и искать оправдания.

Однажды я выступал с лекциями в соседней стране. И мне предложили поучаствовать в проекте разработки единых показателей энергоэффективности на основе УПЭ для всех предприятий из Фонда национального благосостояния. Среди них были горно-обогатительные, металлургические предприятия, электростанции, сборочные производства, городские котельные и даже детские сады, школы. Цель сравнивать предприятия между собой, хвалить одних и наказывать других. Я отказался, потому, что уже имел негативный опыт более адекватного (на первый взгляд) сравнения девяти похожих заводов одного холдинга, с одинаковой технологией, оборудованием, сырьем, продукцией, ценообразованием и др.

-9

Как оказалось в 2,5 раза отличались и УПЭ и стоимость тонны условного топлива. Кроме того, что заводы находятся в разных климатических зонах еще большую разницу дал менеджмент. Так директор одного завода имел хорошие отношения с руководителями холдинга, получал больше других заказов и денег на модернизацию производства. А на заводе №6 мазутная (с низким КПД) котельная находилась в 1 км от цехов потребителей пара (потери по теплотрассе). А завод №4 обеспечивал безвозмездно теплом детский садик и Ж/Д станцию и содержал пионерлагерь. Ни какие поправочные коэффициенты не обеспечили бы сопоставимые условия сравнения.

ВЫВОД. Любое предприятие как и живой организм уникален и сравнивать объективно можно только его потребление с самим собой в сопоставимых условиях (объем, ассортимент продукции, температура и др).

Удельный показатель эффективности можно использовать, когда у вас точно известно, что потребление ресурса зависит от одной переменной, которая и находится в знаменателе. И это изолированное от других потребителей оборудование и измерение ресурса. Например, есть печь (печи) которая(ые) что то плавит. У печи есть индивидуальный прибор учета потребления ресурса. Каждая плавка у вас делается под копирку – время каждого этапа (нагрев, расплав, окисление, восстановление и тд), подача топлива и его качество (теплотворная характеристика), коэффициент избытка кислорода, количество и состав расплавляемого сырья, температурно-влажностные характеристики и тд.

-10

Тогда, по удельному показателю потребления топлива, можно судить у какой печи КПД выше и использовать её в периоды неполной загрузки предприятия. Или же, контролируя удельный показатель по плавкам за период, можно оценить состояние футеровки и принять решение о целесообразности остановки печи на ремонт. Можно даже вывести Уравнение экономической целесообразности замены футеровки печи в зависимости от стоимости топлива и невыпущенной продукции.

Резюмируя, для оценки показателя эффективности предприятия используйте собственное фактическое потребление ресурса в сравнении с планируемым. А построить для вас грамотную модель планируемого потребления на основе многофакторной математической зависимости (от объема производства, вида продукции, упаковки и сырья, температурно-влажностных показателей и др.) помогут опытные, обученные и сертифицированные международными организациями специалисты компании Эффективное решение.

Учитесь на чужих ошибках! Пишите вопросы и комментарии.

Ваш Андрей Тарасевич

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц