Найти тему
Сила вещей

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (суть истории как явления).

Парфенон, Греция
Парфенон, Греция

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ.

“По плодам их, узнаете их» Евангелие, Нагорная проповедь (Мф7, 16)
«Чтобы ответить на вопрос, надо осмыслить его историю» Народная мудрость

История народов. Какие ассоциации вызывает это словосочетание? Что такое История? Это статистика жизни человечества? Да и нет. В истории есть неоспоримые факты? Да, есть. А вымысел есть? Хорошо, а статистика – наука? Существуют, причем объективно, статистические закономерности. На этих закономерностях базируется любая прикладная наука при обобщении изучаемых данных, применяя методы математической статистики и исследования операций: прогнозирования на основе аппроксимации, факторного анализа, имитационного моделирования, распознавания образов, корреляционного анализа и прочее. А если существуют устойчивые закономерности в прошлом, они будут обязательно проявляться и в будущем. Ключевое здесь в наличии устойчивости, то есть связанности (преемственности) последовательностей или наличия причинно-следственных зависимостей изучаемых данных. Таким образом, изучаются исторические данные об устойчивых человеческих общностях на основе выявленных связей. Исторические данные – это характеристики (показатели) процессов развития (жизни) народа.

Можно ли разобраться в том или ином явлении (любом объекте), имеющем «статистику» данных о своем прошлом, без анализа этой «статистики»? А как обработать неструктурированные данные? Только если исследователь очень глубоко знает предмет исследования, в противном случае без структуризации данных, адекватно обработать их для сложных систем невозможно.

Значит правомерно предположение об Истории как совокупности процессов (изменяемых во времени и пространстве сил) жизней человеческих общностей, то есть их рождения, становления, развития и угасания, взаимосвязи которых могут иметь, а могут и не иметь закономерности. Связи и процессы, имеющие закономерности, прослеживаются на относительно длинных участках графика процесса жизни данной общности, основной закономерностью выступает зависимость направления развития культуры общности от смысла существования данной общности людей. При этом само знание о жизни человеческих общностей, то есть история как наука - это выявление, анализ и описание как самих процессов жизни общностей людей, так и разработка методов и инструментов анализа данных процессов.

Как можно жить, если твоя история тебе не понятна? Ну, наверное можно найти примеры представителей Гомо Сапиенс Сапиенс, не знающих свою историю. А в чем у него точка опоры, где фундамент этого представителя, какие традиции и от кого он их возьмет, что будет пропагандировать своей жизнью, к чему будет стремиться?

С понятием «народ» все намного сложнее. Существует семь теорий, по-разному объясняющих термин народ (этнос). И если все эти теории сходятся в одном – наличия некой общности людей, составляющих «народ», то в главном – принципу объединения людей в эту общность, теории расходятся. Тогда получается, что приверженцы разных теорий изучают РАЗНЫЕ общности людей, причем называют их одинаково – народ (этнос). Наверное, здесь история пересекается с политикой.

Давайте сконцентрируемся на этом термине, чтобы попытаться дать универсальное и объективное определение. Под такой объективностью примем принцип устойчивости связей в общностях людей, под которыми понимаются народы. Рассуждение будет следующим, со следующими допущениями и при прочих равных условиях:

1. Наша цель – формирование понятия, определяющее суть устойчивой общности людей, под которой подразумевается народ (этнос). Такая общность находится и изменяется во времени и пространстве, оказывает влияние во вне и испытывает воздействия от своего окружения. То есть правомерно рассматривать народ как открытую динамическую систему.

2. Степень устойчивости не может быть произвольной, иначе к такой общности можно отнести любое человеческое объединение. Несомненно, что устойчивость этой системы определена силой связей как между составляющими системы, так и между самой системой (общностью) и ее составляющими. Наиболее сильные связи между людьми наблюдаются в самых малых общностях между близкими родственниками, а самые слабые связи - в самой крупной общности – человечестве. Выявлена зависимость: чем крупнее общность, тем слабее связи (устойчивость общности) и, наоборот.

3. С другой стороны, в течении «жизни» общности, под которой подразумевается народ, устойчивость связей между составляющими общности может изменяться, усиливаться и ослабевать, при этом ее члены, продолжают в основной массе относить себя к этой общности. И, одновременно, противопоставляют себя другим аналогичным общностям. Что может быть опознано как фактор защиты и отличительный признак.

4. Следовательно, необходимо выявить первопричины, обеспечивающие максимально длительное сохранение связей между людьми и их группами, входящими в относительно крупные общности. И после их анализа, определить какое соотношение этих первопричин приводит к противопоставлению данной общности другим народам.

5. Устойчивость связей определяется степенью соотношения интересов людей (групп людей) данной общности и перспективной идеей (целью), лежащей в основе данной общности. Данная степень, к тому же является характеристикой связи между общностью и ее составляющими.

6. После формирования определения термина «народ», данное определение (модель, описывающая термин) необходимо проверить на отсутствие противоречий с реальностью.

Для начала проектирования такой модели, необходимо уточнить два параметра: ограничение на размер общности и характеристики связей, обеспечивающие устойчивость целевой общности.

Давайте рассмотрим человеческие общности в порядке увеличения их размера.

По этнокультурным признакам:

  • Семья (близкие родственники);
  • Род (клан у шотландцев, тейп у чеченцев и ингушей);
  • Племя (объединение родов);
  • Народность (племенные объединения).
  • Народ (этнос);
  • Суперэтнос (цивилизационная общность).

По политико-государственным признакам:

  • Нация или федерация (объединение народностей, имеющих культурно-исторические связи, в одно государство или иное экономико-политическое единство).
Народ (этнос) – это относительно устойчивое сообщество людей, являющихся носителями общей культуры, в том числе: языка, традиций, религии, образа жизни, истории и литературы, а также осознающих своё отличие от других народов, осознанно или не осознанно выполняющие историческую миссию, как своё предназначение. Такая миссия или предназначение народа заложена в основах его культуры и им же осознанных отличиях.

Только народы, имеющие сверхперспективное предназначение, оно же - смысл его существования, обладают внутренне устойчивой государственностью.

Продолжение следует...

предыдущая глава (информационное воздействие - теория и практика - вступление)