Большому кораблю – большие в трюме крысы (Наталья Резник)
Кто мои посты читал или в инстаграм заглядывал, знает, что крыса – самый часто встречающийся у нас персонаж. Это неспроста. Это потому, что я крысолюб. А была крысофобом.
В детстве крысы представлялись мне настоящими чудовищами – вспомните хотя бы «Путешествие Нильса с дикими гусями» или Шушару из «Золотого ключика». А еще в книжках про них писали разное – те же «Отверженные» В.Гюго, поневоле в душе поселится ужас.
Они существовали сами по себе, где-то в киношно-книжном мире, а в жизни как-то не встречались. И вот однажды меня угораздило попасть на уборку картошки в деревню Овсище, Ленинградская область.
Поселили меня в домике, а девки-соседки сразу предупредили – чемодан под нары не суй, всё съедобное – подвешивай повыше. Гляжу – а у них в комнате и впрямь висят на стенках авоськи с какими-то продуктами. Потому что КРЫСЫ. Совершенно бесстрашные и наглые.
В первую же ночь крысы устроили мне настоящий концерт - с показательным топотом, визгом, писком и борьбой нанайских мальчиков. Я лежала на нарах, пыталась уснуть, а крысы возились на полу, периодически плюхаясь увесистыми тушками
Я только лениво подумала, что они слишком заняты, чтоб ещё и по нарам скакать. И как-то совершенно спокойно провалилась в сон.
Потянулись рабочие будни – ежедневно (без выходных!) – работа в полях, тонны картошки, моросящий дождь и прочие прелести райской деревенской жизни в балтийском климате. И каждую ночь – крысиная дискотека под нарами. У девиц-соседок была своя спаянная компания, и в ней мне не нашлось места. Я жила одна в этой большой проходной комнате, где нары от стены до стены. Возле стеночки - мой сиротливый одинокий матрасик с солдатским одеялком, чемодан – на подоконнике, гитара - на гвозде. На ночь девчонки наглухо закрывали двери в свою маленькую комнатку, и я оставалась совсем одна. Ну не совсем одна – с крысами.
Они меня даже развлекали своим присутствием. Напомню, что смартфонов в те поры не было, о книжках я тоже не позаботилась (живя в общаге, не сильно разживешься библиотекой), так что моими компаньонами стали крысы.
Без них я сдохла бы от одиночества и тоски, они были прекрасными соседями – заводные, весёлые, живые. Каждую ночь после отбоя - крысиная дискотека. Чем крысы занимались днём, когда пустел наш домик, и можно было свободно гулять где вздумается – я не знаю. Вероятно, и по нарам ходили, и мои шмотки изучали. Они ничего не попортили, хоть я иной раз по разгильдяйству оставляла свои вещички просто так.
Однажды мне захотелось угостить своих невидимых деликатных соседей – ведь это я жила в их доме, а не они в моём. Они поселились здесь раньше. И я утащила из столовки железную миску макарон с мясом, между прочим – очень вкусные были макароны, наши же повара-студенты из Киргизии готовили. Миска макарон и пара кусочков хлеба. Поставила на веранде, крысам сообщила, что это для них.
И вот не помню, устроили они в эту ночь очередной свой турнир или нет. Дрыхла без задних ног. А утром пошла посмотреть, что там с макаронами – и даже оторопь взяла. Они ничего не тронули. Хлеб, мясо,макароны – всё лежало так, как и с вечера. Я только пожала плечами и уехала в поля, но и вечером миска осталась нетронутой.
А ночью не было дискотеки. И борьбы нанайских мальчиков тоже не было. Ни звука, ни шороха, крысы будто испарились. И больше они не появлялись. Миска ещё несколько дней стояла на веранде, пока я не выбросила её содержимое в помойку, а саму посудину не вернула на кухню.
Крысы так и не вернулись. До сих пор не знаю, отчего они приняли такое решение. Скучала.
И с тех пор стала относиться к ним спокойно и с доверием. В принципе, крысы вполне договороспособные животные. И по-своему разумные. Ни разу в жизни не разочаровали, а встречаться с ними приходилось, и довольно часто. А что погрызли приклад моей винтовки-тренажёра, так это мелочи. И сожрали до железного обруча сетку рыболовного сачка. Потому нечего хранить в ИХ помещении всякие соблазнительные вещи. Сачок вкусно пах рыбой, а приклад удобно грызть. И вообще, подвал – не место для таких предметов!
Ну а если про крысиное нашествие – то опасна любая толпа, будь то крысы или комары, или даже люди. Это особая субстанция.
Так что мой крысий народ всегда со мной. Валяю их, пишу о них периодически. И вообще,
Если вокруг вас крысы - значит, Ваш корабль ещё на плаву.
О крысах с любовью - здесь
Транспорт для бога
Про Карни Мату (покровительницу крыс) Часть 1 Часть 2 Часть 3