Найти тему
Лилия Рыжанкова

Полёты над Окой 3. Гидротехнический взгляд

Оглавление

Полёты над Окой 1. Краеведческий взгляд

Полёты над Окой 2. Патриотический взгляд

Возвращаясь из Константиново в Белоомут, просим пилота пролететь над Белоомутским гидроузлом – уникальным гидротехническим сооружением, имеющим столетнюю историю.

Ока после впадения в неё Москвы-реки у Коломны всегда была судоходна. Но бывало летом река мелела, мелела так, что у села Вакино был брод и можно было на телеге проехать на тот берег и Белоомут был всего в 18 км от брода. Вопрос об улучшении судоходных условий Оки на участке от Коломны до Рязани возник в 1901 году. Ради этого в 1911 – 1914 годах был построен гидроузел «Белоомут» по проекту инженера Н. Пузыревского. В 1915 году из-за неучтённой при расчётах фильтрации произошла авария и Белоомутский гидроузел бездействовал 16 лет. Восстановлен только в 1932 году.

-2

В состав гидроузла входила низконапорная разборная плотина с деревянными поворотными фермами Поаре и деревянными щитами «Буле» и судоходный шлюз. Плотина поднимала уровень воды на 2 метра и обеспечивала бесперебойное судоходство. После окончания навигации щиты «Буле» извлекли из плотины и увозили на зимнее хранение, а фермы «Поаре» укладывали на дно на основание плотины.

-3

-4

Шлюз гидроузла

-5

Пассажирский теплоход шлюзуется

-6
-7

Вид с борта теплохода на административное здание гидроузла

-8

В районе гидроузла река образует два русла

-9

В 2005 году проведена реконструкция плотины гидроузла Белоомут. Деревянные фермы Поарэ, работавшие с 1932 года, заменили на металлические с цинковым покрытием.

-10

Гидроузел обеспечил судоходные глубины и тысячи туристов за навигацию проплыли от Москвы до Константиново и обратно.

-11

1 января 2020 года. Левый берег Оки. Уровень воды упал больше, чем на 2 метра. Фото сделано с того же места, что и предыдущее.

-12

Правый берег Оки

-13

В 2015 году начал строиться новый Белоомутский гидроузел.

-14

-15

-16

(все фотографии из архива автора)