Полёты над Окой 1. Краеведческий взгляд
Полёты над Окой 2. Патриотический взгляд
Возвращаясь из Константиново в Белоомут, просим пилота пролететь над Белоомутским гидроузлом – уникальным гидротехническим сооружением, имеющим столетнюю историю.
Ока после впадения в неё Москвы-реки у Коломны всегда была судоходна. Но бывало летом река мелела, мелела так, что у села Вакино был брод и можно было на телеге проехать на тот берег и Белоомут был всего в 18 км от брода. Вопрос об улучшении судоходных условий Оки на участке от Коломны до Рязани возник в 1901 году. Ради этого в 1911 – 1914 годах был построен гидроузел «Белоомут» по проекту инженера Н. Пузыревского. В 1915 году из-за неучтённой при расчётах фильтрации произошла авария и Белоомутский гидроузел бездействовал 16 лет. Восстановлен только в 1932 году.
В состав гидроузла входила низконапорная разборная плотина с деревянными поворотными фермами Поаре и деревянными щитами «Буле» и судоходный шлюз. Плотина поднимала уровень воды на 2 метра и обеспечивала бесперебойное судоходство. После окончания навигации щиты «Буле» извлекли из плотины и увозили на зимнее хранение, а фермы «Поаре» укладывали на дно на основание плотины.
Шлюз гидроузла
Пассажирский теплоход шлюзуется
Вид с борта теплохода на административное здание гидроузла
В районе гидроузла река образует два русла
В 2005 году проведена реконструкция плотины гидроузла Белоомут. Деревянные фермы Поарэ, работавшие с 1932 года, заменили на металлические с цинковым покрытием.
Гидроузел обеспечил судоходные глубины и тысячи туристов за навигацию проплыли от Москвы до Константиново и обратно.
1 января 2020 года. Левый берег Оки. Уровень воды упал больше, чем на 2 метра. Фото сделано с того же места, что и предыдущее.
Правый берег Оки
В 2015 году начал строиться новый Белоомутский гидроузел.
(все фотографии из архива автора)