2020 год богат на события. Так, 12 мая на судостроительном заводе «Звезда» был спущен на воду первый «зелёный» танкер «Владимир Мономах». Для его работы используется газомоторное топливо.
Судостроительный комплекс «Звезда»
Строительство приморской верфи стартовало ещё в 2009 году. В 2016 завершилась реализация первого участка, предназначенного для сборки судов. Полностью же закончить работу планируется в 2024 году. Несмотря на запуск рабочих процессов, для полноценного функционирования нет сталелитейного завода, не готов сухой док и нет других смежных производств, где будут собираться блоки для монтажа на стапеле. Численность рабочих на 2020 год составляет 3500 человек, а по завершении строительства завода численность штата увеличится до 7 000 человек. По причине незаконченности комплекса к производству судов типа «Афрамакс» были привлечены корейские специалисты.
Суда «Афрамакс»
«Афрамакс» — проект, разработанный совместно российской компанией «Лазурит» и корейской «Хёндэ», при этом с соблюдением новых мировых требований к экологической безопасности и с возможностью использования кораблей в северных водах. Суда, построенные по типу «Афрамакс», могут совмещать работу как на дизельном топливе, так и с применением сжиженного природного газа, что наносит меньший ущерб природе и позволяет называть суда экологическими.
Суда по типу «Афрамакс» должны удовлетворять следующим требованиям:
- грузоподъёмность судна — 80-120 тысяч тонн;
- ширина в среднем не превышает 31-32 метров, но варьируется;
- осадка — максимум 14 м;
- средняя скорость — 15 узлов.
Они наиболее ходовые по размеру: их принимают в каждом порту мира. Также они проплывают по узким каналам и проливам, в том числе через пролив Карские Ворота, где глубина варьируется от 7 до 230 метров.
«Владимир Мономах»
В связи с тем, что строительство ССК «Звезда» не завершено, построить полностью корабль такого класса невозможно. Поэтому строительство главного корпуса танкера закрепилось за корейской компанией.
Российский завод принялся за сборку носовой части. Это позволило ускорить совместную работу, а российским инженерам — освоить технологии по сборке крупных блоков.
Судно, готовое на 90%, перевезли из Кореи в Россию, на завод «Звезда». Осенью 2019 года началась стыковка готовых частей корабля: к главному корпусу присоединили корму и носовые секции.
12 мая 2020 года, после окончательной сборки и покраски, судно спустили на воду. В связи с тем, что корпус имеет вес приблизительно 25000 т, при спуске был принят балласт в 10000 т, чтобы корабль не перевернулся или не затонул из-за тяжёлой кормы.
После спуска на судне начались пуско-наладочные работы, проверка рабочих систем, первый запуск главного двигателя и проверка хода путём тестового плавания. По окончании проверочных работ танкер передадут заказчику — АО «Роснефтьфлот».
«Владимир Мономах» — первое судно в серии типа «Афрамакс», главной задачей которого будет перевозка сырой нефти и производных продуктов. Его параметры стандартны для кораблей данного типа: длина — 250 м, вместимость груза — 114 тысяч тонн, скорость — 14.6 узлов. Нестандартна только ширина, которая составляет 44 метра.
Всего в серии планируется строительство 10 таких судов, при этом последние должны быть полностью собраны в России. Танкеры, совмещающие работу на традиционном и экологически чистом топливе, станут первыми, которые построили отечественные специалисты. В дальнейшем строительство будет направлено не только на замену старых кораблей, но и на экспорт.
Технологические прорывы сегодня происходят во всех сферах. Так, в IT-направлении стартовал проект, созданный российскими профессионалами и добровольцами. SFERA — платформа, которая содержит в себе больше 20 приложений, направленных на удовлетворение потребностей реальной жизни (работа, общение, интеллектуальное и физическое развитие, досуг, знакомства, хобби и многое другое). Узнать функционал приложения можно на официальном YouTube-канале SFERA project.