Сегодня я хочу рассказать вам про 1 очередь Канализации, самой первой канализационной сети Москвы, а точнее рассказать историю канализации Москвы и показать один из объектов огромной системы.
В XVII в. состояние санитарии на московских улицах оставляло желать лучшего. В те далекие времена жители будущей российской столицы выливали жидкие нечистоты на улицы и во внутренние дворики. Зловонные ручьи текли даже по знаменитой Тверской улице. Проходящий по Садовому кольцу крепостной вал со рвом регулярно наполнялся дождевой водой, которая впоследствии застаивалась и плесневела, издавая в округе тяжелый смрадный дух. Не менее безобразное зрелище представляли собой Болото, Садовники, Балчуг и речка Неглинная, протекающая по центру Москвы, которая была также страшно загрязнена разлагающимися отбросами и нечистотами.
Со временем в московских дворах появились глубокие ямы для клозетов. Наполненная яма засыпалась и тут же выкапывалась новая яма, куда переносилось отхожее место. Тогда еще "Золотарный промысел" (вывоз за пределы города экскрементов) в древней Москве развит не был. Нечистоты вместе с хозяйственными сточными водами выливались на улицы, делая их непроходимыми от скопившейся грязи. Московские деревянные мостовые были настолько загрязнены, что во время выездов царя и проведения крестных ходов впереди торжественного шествия в обязательном порядке шло более ста человек с метлами, расчищавших дорогу.
Царившая в Москве антисанитария неизбежно вела к началу страшных массовых смертей населения. В 1771 г. в Москве разразилась чума, унесшая более трети жителей.
В XIX. Несмотря на то, что к середине XIX (19) века Москва стала крупнейшим торговым и промышленным центром России, в ней еще не было важного и нужного сооружения - канализации. Тогда отходы жизнедеятельности из выгребных ям по ночам вывозили за город ассенизационные обозы или по-другому "золотари", в следствии чего свалки нечистот стали появляться по всей Москве. Обозы, громыхая, разъезжали по булыжным и ухабистым московским улицам, расплескивая из открытых бочек "благоуханное" содержимое. "С какой стороны не подойдешь, страшное зловоние встречает вас на самом пороге. Идем по запаху. Вот Красная площадь... Вокруг настоящая зараза от текущих по сторонам вонючих стоков...", - писала в 1871 году газета "Русская летопись" о центральной части города.
Окраины города, населенные рабочими и беднотой, были погружены во мрак и утопали в грязи. Запах нечистот давал о себе знать уже на дальних подъездах к городу. Для туалетов копали ямы, для мусора — рвы. Если были доступны реки и пруды, то сливали в них. В плохую погоду, когда лили дожди или таял снег, нечистоты разливались по улицам города.
Идея об обустройстве в Москве канализации впервые была озвучена в 1874г. инженером М.А. Поповым. После проведенных исследований, по его инициативе был разработан и представлен Городской Думе проект по обустройству канализации. Необходимость в этом была очевидна, поэтому для изучения столь насущного вопроса была организована специальная Комиссия. А для оценки проекта Попова и консультаций по строительству дополнительно был приглашен немецкий инженер Дж. Гобрехт, который оценил проект русского инженера критически и тут же предложил на рассмотрение свой проект. На протяжении нескольких лет проекты Попова и Гобрехта рассматривались разными учреждениями, но в итоге оба были отвергнуты.
В 1886 г. инженером В.Д. Кастальским был разработан проект раздельной сплавной канализации. Раздельная сплавная канализация подразумевала раздельные подземные каналы для бытовой и ливневой канализации. В отличие от предшественников проект Кастальского был утвержден, поскольку предполагал более скромные финансовые траты. С осени 1893 г. В Москве начали вестись строительные работы по прокладке первой очереди канализационной системы, которые длились по 1898 г.
Окончательный же проект московской канализационной сети был утвержден лишь только в 1892 году, а первая очередь заработала только 30 июля 1898 года. Основная часть сети представляла из себя керамические трубы и яйцевидные кирпичные каналы высотой не больше метра, и всего два крупных канала - Нижний канал, являвшийся главной городской водоотводящей магистралью, и Загородный канал длиной 11 километров, по которому стоки отводились из города на Люблинские поля орошения. В местах пересечения с Москвой-рекой и Яузой по дну рек укладывались трубопроводы, а по обеим сторонам трубопроводов под набережными были сооружены камеры для их обслуживания и очистки.
Наше время. Подземные помещения, камеры, построенные еще в 1898 году до сих пор сохранились под Москвой, хоть большинство из них уже давно не используется. Данное помещение было построено недалеко от перехода дюкера под одной из Московских рек для очистки, перекрытия и визуального наблюдения за состоянием системы. Две шиберные заслонки призваны перекрывать трубы самотечной канализации
Данный объект уже выведен из эксплуатации, ни фекалий ни запаха там нет, однако можно видеть, как коррозия обошлась с шиберными заслонками.
Внизу находится подводящий канал. Шины уже набросали недавно. Слева тоннель с лестницей ведет на поверхность.
Если двигаться дальше по подводящему каналу, то можно попасть в такой помещение с несколькими замусоренными кирпичными проходами.
Смотровой колодец.
Подводящий канал к дюкеру под рекой.
В конце этого мелкого кирпичного тоннеля находится врезка современного действующего дюкера, уходящего под реку.
Строительство (строительные пропорции) канализационной сети 1 очереди из редкой книги по канализации, которая в один прекрасный день оказалась у нас в руках:
Примеры чертежей сооружений канализационной городской сети Москвы:
План города Москвы с показанием канализационной сети 1 очереди строительства и Люберецких полей орошения (кликабельна).
А про современные ветки канализационной сети Москвы можете почитать тут.
Почему опасно посещать канализацию?
Не посещайте самостоятельно канализационные тоннели города, это опасно. Куча бактерий могут нанести серьезный вред вашему здоровью, а быстрые и бурлящие потоки нечистот могут запросто сбить вас с ног и унести по течению. СПАСТИСЬ ПОСЛЕ ТАКОГО НЕВОЗМОЖНО!
На этом все, НО продолжение следует! Спасибо за прочтение поста!