Российский танкерный флот, как неожиданно выяснилось, поставил новый рекорд — теперь под российским флагом ходит супертанкер с дедвейтом 320,8 тысяч тонн. Еще недавно венесуэльский «Ayacucho» сменил имя на «Максим Горький», а порт приписки — на Санкт-Петербург.
Танкер ранее принадлежал Национальному институту водного хозяйства Венесуэлы, но из-за американских санкций почти два года простоял в порту Пуэрто Хосе в качестве нефтехранилища.
В июле танкер с двумя миллионами баррелей накопленной нефти на борту отправился, как гласит официальная версия, на ремонт в место своей постройки, в Китай. Возможно, по пути он сдаст нефть в порту Фуджейра в Объединенных Арабских Эмиратах. Экипаж вообще указывает в качестве точки назначения Сингапур с датой прибытия 15 октября (хотя после эпопеи с «Академиком Черским» все мы знаем, что все эти сообщения о пункте назначения на самом деле ничего на значат).
Кто на самом деле является в настоящий момент владельцем судна, тоже не совсем понятно. Иностранные базы данных по-прежнему указывают в качестве владельца венесуэльский институт. Отечественные регистры указывают, что судно находится в бербоут-чартере у московской компании «Трансокеания», созданной в начале этого года.
Напомним, что бербоут-чартер – это по сути аренда судна без экипажа, позволяющая смену флага, так что, возможно, смена флага на танкере лишь временная. Любопытно, что совладельцы «Трансокеании» – тот самый венесуэльский Национальный институт водного хозяйства и российская компания «Совфрахт», – оба находятся под санкциями США. Россияне – за работу в Крыму.
Супертанкер «Ayacucho» класса VLCC (Very Large Crude Carrier) был построен в 2013 году в Китае на верфи Bohai Shipbuilding. Длина судна 332 метра, ширина — 60 метров. Может принять на борт до 2 миллионов баррелей нефти. Министр нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес в 2013 году даже поэтично сравнил огромный танкер с "авианосцем независимости".
Однако американские санкции поставили крест на планах по использованию флота супертанкеров для поставки нефти в Китай, и остается только радоваться, что величественный корабль не пошел на слом, а продолжает бороздить океаны.
Photo by Zbynek Burival on Unsplash