Появился повод еще раз вспомнить адвокатуру. Повод этот, конечно же, связан с бывшим защитником Михаила Ефремова, теперь уже тоже бывшим, адвокатом Пашаевым.
Региональная адвокатская палата лишила его статуса на год. Чем вызвала у г-на Пашаева большую радость, так как, по его словам, у него теперь развязан язык и он может не выбирать выражения, рассказывая как оно было на процессе в Пресненском суде Москвы.
Надо сказать, что случившееся — четвертое по счету отлучение Пашаева от адвокатуры, так что, ему не привыкать. Через год он планирует сдать экзамен и восстановиться в рядах защитников, как это происходило и раньше.
В связи с этим у меня два вопроса: не пора ли изменить законодательство об адвокатуре и, если не убрать из него возможность восстановления статуса совсем, то, по крайней мере значительно увеличить срок с момента лишения статуса до момента нового вхождения в ту же реку.
Все-таки лишение статуса — мера крайняя, применяемая при исключительных обстоятельствах и вряд ли за отсутствие знаний действующего законодательства (это к вопросу о необходимости только сдать экзамен! Его-то, как раз, пересдать легко, но то, за что наказали, с человеком останется навсегда. Не сомневаюсь, что попади будущий адвокат Пашаев в аналогичный процесс через год, шоу повторится по полной программе. Ему ведь не страшно: ну лишат статуса, все опять повторится сначала. Наоборот, ему даже интересно.
И второй вопрос: как человек, который заключает соглашение с адвокатом может узнать о том, что у него в прошлом было лишение статуса? Согласитесь, что с таким защитником дело иметь не хочется, даже если он рассказывает, как стал жертвой интриг в корпорации. Вот сейчас обсуждают создание реестра педофилов. А как насчет создания реестра бывших адвокатов? На сегодняшний день у доверителей есть возможность проверить статус действующего адвоката. Это хорошо, но мало. Про человека, от которого зависит - восемь лет дадут в колонии или четыре условно, хочется знать больше.
Процесс Ефремова притянул внимание к адвокатуре, как к общественному институту. Будем надеяться, что ситуация поспособствует позитивным изменениям в законах, хотя, на мой взгляд, любые закрытые корпорации плохо поддаются переменам.
А Эльман Пашаев может не дождаться нового захода в адвокаты. Потеря статуса перевела его из спецсубъектов в обычные люди и полиция может дать ход заявлениям о мошенничестве, которые были поданы, в том числе, и коллегами шоумена. По заявлениям последнего, он намерен сосредоточиться на гражданских и арбитражных делах. Посочувствуем! Ведь в них, как известно, не разгуляешься от души, не поймут. Как мне один раз в арбитражной апелляции сказали: вы же не на телевидении выступаете, короче! Да и арбитражную практику знать надо, а это возможно только когда в арбитражах живешь.
В общем, про Пашаева дальше уже не очень интересно. Ждем апелляции Ефремова и рассмотрения дела в Мосгорсуде.