Вопросом я задалась буквально сегодня, наткнувшись на собственную старую подборку пинов.
Не претендую на полноту освещения темы, но вот, что мне удалось выяснить (в общем - то для себя):
Такого рода портреты писались в то время, когда художники были вполне в состоянии изобразить лицо человека с любого ракурса - то есть они не связаны с какими то ограничениями мастерства, просто были модными или популярными.
Модными они были большей частью в Италии, в частности, во Флоренции. Но идея подобного портрета пришла из Бургундии.
Изображение лица в профиль похоже на его изображение на медали, или барельефе - и выглядело с одной стороны как бы более благородно, а с другой стороны в духе античных изображений, что благородства только добавляло.
К тому же, любое лицо в профиль вообще выглядит более выигрышно, чем, к примеру, в фас. Сама часто поражаюсь этому феномену - смотришь иной раз, к примеру, в электричке, на удивительной красоты чеканные черты, и тут разворачивается человек к тебе так сказать, передом, и вот куда что девается - обычная, заурядная, и даже некрасивая внешность, тем более поражающая таким контрастом, чем прекраснее был наблюдаемый профиль.
Художники охотно брались за подобные портреты, потому что писать их было проще и быстрее, чем в другом ракурсе: они писались всегда с нейтральным выражением лица; человек на них изображен отстраненным от зрителя; одно выражение лица, одна поза, на всех портретах... да в общем - то и точного сходства с оригиналом особенно никто не ждал - эти портреты часто заказывались или для презентации жениха или невесты, или посмертно - в память об ушедшем человеке. Это был клад для художников - сиди и штампуй! А стоили такие изображения, по всей видимости, дешевле, что только добавляло им популярности и массовости.
Сперва такие портреты писались на однотонном фоне. Потом этот фон стали оживлять - пейзажами или элементами интерьера - что портрет усложнило, и цену на него увеличило.
Портреты дам были всегда более изящные и более декорированные, чем портреты кавалеров. При этом, даму изображали, как говорят знающие люди, более похожей не на себя, а на тот идеал красоты, который был тогда в моде.
Небольшая подборка образцов. Портретов таких, как можно догадаться из вышесказанного, написано было море - разного качества и достоинства.
Заказчики были разные, и художники, которые за дело брались - тоже. У нас как то, я заметила, присутствует точечное восприятие деятелей прошлого, в том числе искусства. Мы знаем пару - тройку имен титанов того или иного периода, и почему то считаем, что титанами эпоха и ограничилась. Совершенно забывая о тьме их менее талантливых или удачливых коллег, которые тоже были, жили, и работали. И имен их мы часто не знаем, и произведений не встречали, а тем не менее и они сохранились и тоже передают нам привет из далеких времен...
Образцы Бургундского портрета, который упоминался.
Итальянский профильный портрет 15 века.
Здесь, поскольку в интернете бродит много приевшихся образцов, хотя и очень красивых, которые каждый в состоянии найти самостоятельно без всякого труда, я подобрала менее известные работы. Исключительно с целью показать, что это было массовое искусство - наподобие похода в фотоателье, столь популярное у наших бабушек еще в сравнительно недавние времена.
Несколько образцов мужского профильного итальянского портрета 15 века, с разной степенью известности изображенных:
И... немного образцов профильных детских портретов того же места и периода - они тоже имели место быть...
Вот, собственно, и все, что я сегодня узнала, копаясь совершенно в другой теме, и решила, как обычно, поделиться с вами...