Между молотом и наковальней
Я всегда думал, что самое интересное в мире — это человек. Дело вовсе не в греческой философии (которую я не знаю). И не в Священном Писании (поздновато я взял его в руки). Дело в другом. Тебя вначале не было (почти по Арию — «было, когда не было». Это он сказал о Христе, но Христа это не касается. Это касается нас). Итак, тебя не было. Но Вечный думал о тебе. Была Его о тебе #мысль. А потом была капля влажного семени. И не думайте, что я пошляк. Многие так «зацеломудрились», что слово «ложесна» в каноне без стыдливой краски не прочтут. Зато стоит по пальцу молотком тяпнуть или на льду поскользнуться — о-о-о, такое скажут!
Я бы не дерзал сказать про семя, если б у святых не прочёл. Св. Иустин Философ так и говорит: «Родились мы от влажного семени». Было наслаждение, смешанное со сном (об этом Соломон говорит). И это было твоё начало. Тебя могли не хотеть, ты мог зачаться «по залёту», ты мог избежать аборта лишь потому, что предыдущий #аборт был совсем недавно. А могло быть всё совсем иначе. Но, как бы ни было, «в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Пожив внутри, у матери под сердцем, с трудом и риском ты вылез наружу. Жаль, что никто об этом ничего не помнит. Вся фантастика мира стала бы кучей сора перед этой ежедневной реальностью. Но вот — ты здесь. Дышишь воздухом, топчешь землю и — движешься, движешься… Даже когда спишь или лежишь на пляже — ты движешься. В глубине Земли клокочет магма. На Солнце вспыхивают протуберанцы. Каждый сантиметр нашей печальной планеты пищит, копошится, чавкает, размножается… И наше сердце стучит. И у нас постоянно растут ногти и волосы. Пока… не наступит резкая перемена. Одни говорят — «конец». К таким не стоит прислушиваться. Я заметил, что они не глубоки. Другие говорят — «начало». Если угодно — переход. По-еврейски — «песах». Если ты не #безбожник и тебя не сожгут в тот же день, то волосы и ногти у тебя всё ещё будут расти. Это очень странно: человек уже два дня как мёртв, а ему перед похоронами надо бриться. Но если ты всё же безбожник, или безбожники те, кто тебя похоронит, то тебя всё-таки сожгут, и останется от тебя в видимом мире — пригоршня красной пыли. «Помяну, яко персть есмы…» И вот, если вернуться назад — к капле семени, а потом метнуться вперёд (#мысль это позволяет) — к пригоршне пыли, то здесь рождается чувство, которое бьёт меня в подбородок апперкотом. От апперкота голова запрокидывается в #небо, туда, куда до меня смотрели язычники, и хочется спросить, крикнуть… Слов нет. Они исчезают разом, и я стою… нет, предстою перед тайной. Взамен всех мыслей, где-то между горлом и грудью комком застревают два слова: «горсть» и «капля».
Между горстью и каплей поместились #Платон с Аристотелем, #Наполеон с Жозефиной, #Ленин с Крупской и Гог с Магогом. «Горсть» для всех стала молотом, а «капля» — наковальней. Но это существо — человек, дитя нужды и случая (как говорил Сфинкс) — сумело всё же проникнуть в тайны, забраться в небо, написать книги… Разве мы на Земле не то же, что плесень на апельсине? Разве Земля в космосе — не пылинка? Тут вновь есть от чего изумиться. Нас, таких, — любят! И не кто-то, а Он! Тот, Который родился без семени и не стал прахом, Который избежал молота и наковальни — «горсти» и «капли», Он пришёл к нам и всё исправил. Эта мысль тяжелее, чем можно вынести. Но груз её разделяется на многих. Разделённая миллионами, эта мысль уже не давит, а радует.
#Протоиерей #Андрей_Ткачёв