Замечали ли вы, что именно в советских фильмах 1980-х годов появились весьма нахальные молодые люди? Школьники, выпускники, студенты...
Ладно еще, главный герой фильма Шахназарова "Курьер" (1986), Иван Мирошников. В общем, приятный парень, и половине зрителей нравится, даже больше. Да, потроллил семью профессора Кузнецова, солгал о беременности Кати. Для удовольствия, во имя самоутверждения, а может быть, даже из чувства любви.
- А если жениться? Ну, к примеру, обольщу вашу дочь, женюсь на ней, и — дело, можно сказать, в шляпе. У вас и связи имеются и денежки водятся, не захотите же вы сделать несчастной жизнь единственной дочери! Найдёте же возможность и в институт меня пристроить, и тёплое местечко выхлопотать…
А как же школьники в фильме "Чучело" (1983)? Устроили коллективную травлю маленькой девочки, причём никак не могли остановиться. Железная Кнопка устроила бесконечную месть, включающую в себя избиение ногами лежащей на земле жертвы.
- Тебя, Бессольцева, надо сжечь на костре. Раньше за такие вещи сжигали.
Следом вышел фильм "Плюмбум" (1986), о юном следопыте-старшекласснике Руслане Чутко.
Он еще больший мастер троллинга, чем Иван-курьер. И более успешен: троллит многих взрослых, включая бомжей, милиционеров, спекулянтов и даже родного отца.
- А теперь, пожалуйста, прокукарекай.
- Что?
- Прокукарекай громко. Давай, давай.
Однако в "Плюмбуме" по крайней мере несколько раз в течение фильма в персонаже мелькает нечто человеческое, гуманное. Например, он сожалеет, что нечаянно "сдал" мужа Марии (Елена Яковлева).
А вот в следующие перестроечные годы мы видим каких-то чуть ли не абсолютных злодеев. Володя из неожиданного фильма Эльдара Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна" - сытый благополучный мажор. Он пришел в квартиру учительнице Елены Сергеевны (Марина Неелова) с целью властного самоутверждения, во имя принципа "цель оправдывает средства".
- Я просто не понимаю, Володя, зачем вам-то все это нужно?
- Ну просто чтобы стать настоящим лидером я должен и сам кое-что из себя представлять.
- Если я что-то решил, то довожу это до конца, чего бы мне это не стоило.
- Мораль - категория человеческая, а потому - относительная.
И он готов на всё, даже на попытку изнасилования одноклассницы, девушки своего друга.
Кстати, озвучил Володю, то есть по сути, сыграл - сам Олег Меньшиков.
Похожий тип - подлый мажор из сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи" (дело номер 20 - "Бумеранг", 1987).
Бывший аспирант-математик Марат Былов (сын известной эстрадной певицы) - организатор банды налетчиков на магазины. Изображение абсолютно аморальным, подлым типом, который не гнушается чем угодно во имя достижения криминальных целей.
Еще один довольно яркий пример нахальной молодёжи - дочь следователя Рябинина из фильма фильм "Криминальный талант" (1988). Там есть небольшой, но знаковый эпизод грубого вымогательства денег дочерью у отца (на покупку модных джинсов).
- Да, сколько они стоят?
- Сто. Что за люди...
- Ну хорошо, что ты злишься?
- Да ничего я не злюсь! Потому что все надо всегда вытягивать клещами. Человеку исполняется 16 лет... Где деньги?
- Держи, девяносто. Десятка за мной.
Кстати говоря, это сцена во многом объясняют смысл фильма и поразительно мягкое отношение на допросе к гражданке Рукояткиной (Александра Захарова).
Можно также вспомнить фильм "Шут" (1988) режиссёра Андрея Эшпая. Главный герой, тоже старшеклассник, отпускает садисткие шуточки в адрес прохожих, учителей, и даже своих родителей.
Правда, на этом мрачном фоне выделяется светлое пятно - сериалы про Кроша.
Крош - достойный наследник благородного Миши Полякова ("Кортик", "Бронзовая птица"). Борец за справедливость, имеет четкие моральные принципы и успешно обезоруживает социальное зло (спекулянтов, бандитов и т.д.).
- Он у нас правдолюб, любит резать правду-матку.
-Правда всегда одна. А если говоришь одну неправду, потом приходится говорить и другую неправду, пока не запутаешься.
А что было в 1970-х?
Молодёжь из кино того времени - гораздо спокойнее, добрее и справедливее. Вспомним хотя бы честных практикантов из ПТУ в фильме "Афоня" (1975). В отличие от своего шефа-разгильдяя, они желают честно выполнять свою работу и отказываются от сотрудничества с безалаберным сантехником.
— А мне студентов навязали, практикантов! Учу вот!
— Струйка воды толщиной в одну спичку даёт утечку 200 литров в сутки!
Или малоизвестный, но вполне достойный фильм Павла Арсёнова "Смятение чувств" (1976). Там выведен образ благородного старшеклассник по имени Володя, который сумел простить свою неверную девушку по имени Надя (Елена Проклова), и восстановил с ней отношения.
Показателен и известный фильм о школьной жизни Владимира Меньшова "Розыгрыш" (1976), где десятиклассник Игорь Грушко (Дмитрий Харатьян) выступает против Олега Комаровского, агрессивно настроенного против одноклассников и учительницы математики (Евгения Ханаева).
- А ты вообще сядь, юродивая!
Конечно, кто-то скажет: "фильмы 1980-х гораздо правдивее, они адекватно изображать реальность". Очевидно, что телевидение этого периода стало вытягивать определенные образы беспринципных парней и девушек, ради престижа, денег и других ценностей готовых переступить ( и наступить) через многое.
Впрочем, здесь можно увидеть проявление "вечных" черт характеров, которые в разных формах проявлялись во все эпохи. Их можно изучать, чтобы понять происхождение и факторы развития.
А что вы думаете о молодежных советских фильмах? Почему образы молодых людей так отличаются в фильмах 1970-х и 1980-х?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.