Должно быть, нет ни одного русскоязычного человека, у которого в словарном запаснике не хранилось бы хотя бы пары фраз — цитат от неподражаемых Ильфа и Петрова.
Одна из моих любимых представлена выше.
В семье родителей Ильи Ильфа – так мы его знаем, было четыре сына.
Двое старших стали художниками, третий начал карьеру как чертежник, а впоследствии стал легендарным писателем.
Старший сын этого семейства, который, как и его братья, предпочитал работать под псевдонимом, звался Сандро Фазини.
Саша Файнзильберг (Сандро Фазини) учился в художественном училище Одесского общества изящных искусств.
Он совмещал учебу и работу: в 1911 году был принят в недавно открывшийся журнал «Крокодил», который организовали знаменитый одесский фельетонист Борис Флит и его друг, художник Федор Сигаль.
Многие из авторов «Крокодила», который в Одессе просуществовал лишь два года, стали впоследствии сотрудниками московского сатирического журнала с аналогичным названием, весьма популярного в СССР.
Работая у Флита и Сигаля, молодой художник — по моде того времени — стал придумывать себе псевдонимы и остановился на Сандро Фазини.
О нем даже написали стихи: «Коварный Фазини, Нахмуренный лик... Изящество линий, Рисунки — антик».
К слову, Илья Ильф подражал брату в его стиле и манере одеваться: как пишет исследователь Алена Яворская (зав. отделом по научной части Одесского литературного музея), Сандро «даже в самые лютые и оборванные дни был похож на парижского франта — с таким не одесским изяществом носил он свою кепку и заштопанное кашне. Именно Александр Файнзильберг заразил Илью любовью к Франции, ее литературе, искусству, языку».
Фазини все было интересно, он пробовал себя в разных техниках и жанрах, рисовал классическую графику в духе Обри Бердслея и одновременно работал в авангардном стиле. Некоторые его работы напоминали постимпрессионистические картины Тулуз-Лотрека, в иных же проглядывали кубизм и модернизм.
В 1920 году Сандро Фазини стал сотрудником «ЮгРОСТА». После ЮгРОСТА Фазини попробовал устроиться в Харькове — тогдашней столице УССР, но вскоре вернулся и принял решение уехать на Запад. В 1922 году Сандро Фазини уехал в Константинополь, и в том же году оказался в Париже.
Он обосновался на Монпарнасе, на улице Дарю, писал картины, увлекся сюрреалистическим направлением, потом абстракцией, выставлял свои картины в парижских Салонах, в Салоне Независимых, в частных галереях, соседствуя с работами Пикассо, Папазова, Люрса и Клее. Еще одним источником заработка для Фазини стала рекламная фотография.
В 1933 году в Париж приехал Илья Ильф, к тому времени уже снискавший всемирную известность благодаря романам «12 стульев» и «Золотой теленок», написанным в соавторстве с Евгением Петровым. Он разыскал своего брата через художественную галерею. Братья сошлись на увлечении фотографией, Ильф подарил Фазини новый аппарат Rolleiflex, и они увлеченно делали снимки, путешествуя по Франции.
Сандро Фазини был отличным фотографом. Он успешно сотрудничал с несколькими парижскими изданиями, где его работы помещали с подписью «Al Fas». В 1937 году фотографии Сандро Фазини были представлены на Международной парижской выставке, где пользовались большим успехом.
Когда немцы захватили Францию, художник и его жена Аза остались в оккупированном Париже. Их арестовали 16 июля 1942 года, через несколько дней их отправили в Дранси — лагерь для интернированных в одном из северных пригородов Парижа. Мастерскую Фазини уничтожили. Дальше был Освенцим — Аушвиц...
Сандро Фазини и его жена погибли в застенках концлагеря в 1944 году. К тому времени уже 7 лет как не было на свете Ильи Ильфа, который умер в 1937 году от туберкулеза.
На родине о Сандро Фазини почти забыли, а вот в Европе и Израиле его творчество известно. Еще в 1920 году одесский коллекционер Яков Переман вывез в Израиль более 200 полотен «одесских независимых», в том числе работы Сандро Фазини.
В 2010 году наследники Перемана выставили часть этого собрания — 86 картин — на аукцион «Сотбис». За 2 млн долларов их приобрел киевский бизнесмен Андрей Адамовский.
https://latypovaschool.ru/