1. Дуэт Нерона и Поппеи из оперы “Коронация Поппеи” Монтеверди
Нерон, конечно, не женщина, в этом нет никаких сомнений, но поёт он в этой опере сопрано. Поэтому отнесём этот дуэт к условно женским. Его просто нельзя не включить в этот список – настолько он хорош.
Нерон и Поппея только что поженились. Они в упоении от своего счастья и повторяют друг за другом слова восторга и нежности: ”радость моя! жизнь моя! дивный мой! моё сокровище!”
Дуэт написан так, что голоса как бы переплетаются в любовном венке.
Филипп Жарусски и Даниэль де Низ.
2. “Цветочный дуэт” из оперы “Лакме” Делиба
“Лакме” – опера на сюжет из индийской жизни. Лёгкий налёт экзотики чувствуется в музыке этого фантастически красивого дуэта.
Юная Лакме (дочь индийского брахмана) и её служанка Маллика собираются сесть в лодку и поплыть по тихой речке среди голубых лотосов, под сводом из зеленых лиан и душистых роз. Вот почему его называют цветочным.
Как Делибу удалось в этой музыке передать эффект прохладной воды и нежного аромата цветов – загадка!
Две оперные звезды, красавицы и подруги: Анна Нетребко и латвийское меццо-сопрано Элина Гаранча.
3. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы "Евгений Онегин" Чайковского
Этот сентиментальный дуэт открывает оперу и погружает нас в мирное течение жизни русской усадьбы. Чайковский создал здесь стилизацию под романс времён Пушкина и Глинки.
Голоса Галины Вишневской и Ларисы Авдеевой за кадром.
4. Дуэт Лизы и Полины из оперы “Пиковая дама” Чайковского
В “Пиковой даме” много сцен, рисующих русский аристократический быт 18 века. Этот дуэт – сценка домашнего музицирования.
Две подруги – Лиза и Полина – под собственный фортепианный аккомпанемент поют романс на модные романтические стихи Жуковского. Красиво и немного церемонно, как и полагается благородным девушкам.
Мария Гулегина и Ольга Бородина.
5. Дуэт Графини и Сюзанны из оперы “Свадьба Фигаро” Моцарта
Супруга неверного графа Альмавивы и её служанка Сюзанна пишут канцонетту – любовную песенку под названием “Свидание”.
Это приманка для Графа, который должен попасться в ловушку сегодня вечером. Они входят в роль и веселятся, предвкушая, как хитрый изменник попадётся на эту удочку и будет наконец-то разоблачён.
Мирелла Френи и Джесси Норман.
6. Баркарола из оперы “Сказки Гофмана” Оффенбаха
Этот дуэт поют куртизанка Джульетта и юный Николаус (это “брючная” роль для меццо-сопрано), глядя на воды венецианских каналов.
Но первоначально эту мелодию Оффенбах написал для другой оперы, в которой её исполнял хор русалок, манящих рыбаков к себе – в прохладную глубину. Поэтому в Баркароле такой завораживающий колорит с усыпляющим ритмом мягкого покачивания волн.
Снова Анна Нетребко и Элина Гаранча.
7. Дуэт Нормы и Адальджизы из оперы "Норма" Беллини
В этом дуэте двух подруг-соперниц сострадание и дружба берут верх над ревностью. Детали этой истории здесь 👇
Такое великодушие встречается только в операх. Но в это легко поверить, слушая чудесную мелодию в согласном звучании двух женских голосов. Недаром Шопен так любил Беллини, а уж он знал толк в музыкальной красоте.
Суми Чо и Чечилия Бартоли.
О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"