Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Грузии после распада СССР изначально не обладал серьезными стартовыми позициями, такими как у ОПК Украины и Белоруссии. Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили попытался создать классическую систему ОПК, руководствуясь исключительно соображениями престижа и подтверждение успеха, которого якобы страна добилась в годы его правления. Поскольку грузинская военная продукция не может ни качественно, ни количественно составить конкуренцию западным вооружениям и военной технике (ВиВТ), западные компании равнодушно отнеслись к появлению нового «конкурента» на рынке вооружений.
Собственными силами
В Грузинской ССР выпуск конечной продукции здесь осуществлялся только на Тбилисском авиационном заводе «Тбилавиамишени». Некоторые предприятия выпускали продукцию двойного назначения, имелся 142-й Тбилисский бронетанковый ремонтный завод и с десяток небольших оборонных научно-исследовательских институтов. Советская Грузия специализировалась на производстве продовольствия, угля, чугуна, нефтепродуктов, стальных труб, выпуске удобрений, но никак не (ВиВТ). И сегодня главный экспортный товар Грузии – не машины и электроника, а минеральная вода, вино, медная руда, ферросплавы.
После получения независимости Грузия погрузилась в хаос гражданской войны и вооруженных конфликтов в ее бывших автономиях – Абхазии и Южной Осетии. Закупать оружие за рубежом не позволяла экономическая ситуация в стране. Поэтому было налажено собственное производство сравнительно простых стрелковых и артиллерийских типов вооружения. С этой целью в 1993 году был создан Научно-технический центр (НТЦ) «Дельта», который воспользовался оставшейся от СССР мобилизационной документацией – пакетом технических документов, который мог обеспечить быстрое развертывание производства продукции военного назначения.
В середине 90-х годов НТЦ «Дельта» было представил целое семейство 82-миллиметровых, 120-мм и 60-мм минометов. Пистолеты-пулеметы «Иверия» (копия ППС) и "Кавкасиони-2000" (копия АКС-74У). Было налажено производство патронов, ручных гранат, минометных мин, детонаторов и т.д.
После Пятидневной войны 2008 года, огромных потерь разгромленной грузинской армией закупленных ранее иностранных вооружений и приостановки поставок новых (негласное эмбарго), президент Саакашвили сделал ставку на развитие отечественного ОПК. Подконтрольный Минобороны Грузии НТЦ "Дельта" в 2010 году фактически стал головным оборонным предприятием всей страны. В его холдинг вошли Тбилисский авиазавод, шесть смежных с оборонкой НИИ и вся инфраструктура грузинского ОПК.
Предприятия грузинского ОПК
НТЦ «Дельта» производит боевую машину пехоты «Лазика», серию бронированных машин «Дидгори», беспилотники вертолетного типа, пистолеты, снайперские и штурмовые винтовки, полицейские и военные снаряжения. Занимается также разработкой минометов и гранатометов. Производит по лицензии известный беспилотник SWAN-205 производства эстонской компании Eli Military Simulation.
Тбилисский авиационный завод "Тбилавиамшени". Бывший авиастроительный завод № 31, эвакуированный в Тбилиси в 1941 году. Основная производственная база НТЦ. В советские времена завод выпускал учебно-боевые истребители МиГ-21У, штурмовики Су-25 и специализировался на изготовлении ракет класса "воздух-воздух" малой дальности Р-60 и Р-73. Но это была лишь сборкой изделий, получая почти все комплектующие из других союзных республик и прежде всего из РСФСР.
В постсоветский период производство штурмовиков Су-25 удалось сохранить. Совместно с израильской группой Elbit Systems в 2001 году был создан модернизированный вариант Су-25КМ Scorpion. Всего в 1993–2007 годах в Тбилиси выпущено 27 самолетов Су-25. Штурмовики поставлялись Азербайджану, Конго, Эритрее, Туркмении, ВВС Грузии. Странам НАТО этот самолет не нужен. Израильско-грузинская программа Scorpion не согласована с российским разработчиком Су-25 – компанией "Сухой", и потому выпуск самолетов по ней подпадает под определение «контрафакт». Уже несколько лет идет речь о возобновлении производства Су-25 в модернизированном варианте Ge-31 «Бора» («Коршун») – грузинский планер и полностью западное электронное оборудование и системы.
Освоили на "Тбилавиамшени" и ремонтные работы на вертолетах серий Ми-8 и Ми-24.
На мощностях Тбилисского авиационного завода в кооперации с Тбилисским бронетанковым ремонтным заводом производятся грузинские бронетранспортеры «Дидгори» (разработка НТЦ «Дельта) трех модификаций. Бронемашина построена на основе шасси и агрегатов от пикапов серии Ford Super Duty и Ford-F, серьезной противоминной и противофугасной защитой не обладает. Партию из 100 бронированных медицинских машин «Дидгори Медэвак» удалось продать Саудовской Аравии за 45 млн. долларов.
Боевую машину пехоты «Лазика» позиционировали как безусловный успех грузинского ОПК и пытались продвинуть на мировом рынке вооружений, но без успеха. Конструктивно «Лазика» представляет собой модернизацию шасси советских БМП-1 и БМП-2 с укорачиванием корпуса и уменьшением числа опорных катков ходовой части до пяти на борт.
Еще одна разработка НТЦ «Дельта» – 122-мм реактивная система залпового огня RS122. РСЗО представляет собой стандартный пакет 40 направляющих БМ-21 «Град» на бронированном шасси украинского автомобиля КрАЗ-6322. Дальность стрельбы – до 40 километров.
142-й Тбилисский бронетанковый ремонтный завод. Создан в 1941 году. Передан Минобороны России властям Грузии в 2005 году в полной комплектности. С 2007 года была организована модернизация танков Т-72 грузинской армии в модификацию Т-72-SIM-I, разработанную израильской Elbit Systems. Производственные мощности завода были рассчитаны на ремонт до 45 единиц бронетанковой техники в месяц, но на полную мощность завод не функционировал никогда.
Кутаисский автомобильный завод. Построен в 1945-1947 годах. В 1958 и 1960 годах были построены бронетранспортёры «Объект-1015» и «Объект-105Б», которые так и остались опытными разработками. В советские времена был известен грузовиками «Колхида» с весьма плохой репутацией. Завод пытался участвовать в конкурсах по созданию гусеничных и колесных шасси для министерства обороны, но каких-либо успехов в этом не добился. Сейчас распродается заводская территория и цеха. Один из цехов вместе с имуществом выкупил, по одним сведениям – Китай, по другим – ОАЭ.
Заключение
С уходом с поста президента Грузии Михаила Саакашвили закончилась и эпоха возрождения грузинской военной промышленности. Сейчас ее элементы поддерживаются в рабочем состоянии, но нынешнее руководство Грузии не испытывает иллюзий. Страна не только не обладает для включения в реальную оружейную конкуренцию достаточными ресурсами и производственной базой, но отсутствует и корпус подготовленных конструкторских и инженерно-технических кадров.
Президент Саакашвили в своей типичной манере руководствовался только соображениями престижа, но серьезной оценки перспектив грузинского ОПК никто тогда не делал. О конкуренции с российской военной продукцией вопрос никогда даже не подымался, а что касается Запада, то там сразу оценили крайне ограниченные возможности грузинской оборонки и не видели в ней «конкурента» и не мешали ей развиваться. В отличие от украинского ОПК, который усилиями западных компаний (при деятельном участие нового киевского руководства) был фактически разгромлен.
Также по теме "ОПК и ВТС":
Военная промышленность Болгарии: подъем за счет ближневосточных войн
Военная промышленность Польши: реформы и утрата самостоятельности
Военная промышленность Таджикистана и Туркмении: почти ничего
Военная промышленность Молдавии: кое-что спасли
Военная промышленность Киргизии: всего пара заводов
Военная промышленность Узбекистана: амбиции и реальность
Военная промышленность Литвы: размеры крайне невелики
Военная промышленность Латвии. Это формальность, но на государственном уровне
Военная промышленность Казахстана. Часть 2. Предприятия ОПК
Военная промышленность Казахстана. Часть 1. Собрать несобираемое
Военная промышленность Эстонии. Многого от такого ОПК на Западе не ждут
Военная промышленность Армении. Возможности и амбиции
Военная промышленность Азербайджана. Нефтяные деньги и нереализованные амбиции
Военная промышленность Белоруссии. Во что целит коллективный Запад
Военная промышленность Белоруссии. Во что целит коллективный Запад. Продолжение
Российские вертолетоносцы и военно-политическая целесообразность
Индийский авиарынок и российские истребители
Пандемия коронавируса и мировой военно-промышленный комплекс